Актёр за гранью понимания

/ Июль 29, 2021/ Нижнему Новгороду - 800

Петерсон, начальник пионерлагеря Дынин, профессор Преображенский – эти и многие-многие роли Евгения Евстигнеева оставили неизгладимый след в истории российского киноискусства и в сердцах многочисленных поклонников артиста. Имя Евгения Александровича вошло в девятку самых известных нижегородцев.

«ДЕРЕВЕНСКИЙ»

Первая роль Евгения Евстигнеева в кино состоялась в 1957 году – в фильме «Поединок» по повести Куприна. Уже тогда коллеги признавались, что не понимают,
«как он это делает».

«Евстигнеев был актёром за гранью понимания», – говорил о нём режиссёр Эльдар Рязанов. Дар артиста часто называли «животным, природным». Он мог сыграть любую роль – от уголовника до профессора, и ему всегда безоговорочно верили.
Евгений Евстигнеев родился 9 октября 1926 года в Горьком (сейчас – Нижний Новгород). Детство его прошло на городской окраине, в посёлке Володарского, в маленьком домике с мансардой. Родители Жени – Александр Михайлович и Мария Ивановна – отношения к искусству не имели, оба работали на заводе. Сценой был увлечён старший брат Сергей.

Отец умер рано. Воспитывала мальчиков простая женщина, окончившая всего два класса сельской школы. Но все, кто общался с мамой Евгения, отмечали в ней врождённую интеллигентность, и это качество передалось сыну.

Хотя первая жена Евстиг­неева Галина Волчек рассказывала, что многие были в шоке, когда в её жизни вдруг появил­ся великовозрастный выпускник Школы-студии МХАТ: старше на семь лет и «деревенского» происхождения. В книге Ирины Цывиной (третьей жены актёра) приводятся воспоминания Галины Волчек о том, что Евгений и разговаривал так, что некоторые обороты его речи можно было понять только с помощью специального словаря. Например, «метёный пол» в его понимании – пол, который подмели, «белёный суп» – суп со сметаной, «духовое мыло» – туалетное мыло.

Дома в посёлке Володарском, в котором жил Евгений Евстигнеев, давно уже нет, но увидеть его можно на рисунке нижегородца – художника Вячеслава Щёлокова

МЕЧТЫ О СЦЕНЕ

С началом войны Женя, которому исполнилось 14 лет, сначала пошёл электромонтёром в строительную контору, а затем – учиться в техникум дизелестроения. С 1943 года стал слесарем на заводе «Красная Этна». В эти годы Евгений почувствовал в себе актёрский дар. Он участвовал в заводской самодеятельности и даже поступил в студию при Драматическом театре.

Фильмография Евстигнеева насчитывает более сотни картин. На фильмах с его участием выросло несколько поколений.

Мать была категорически против того, чтобы сын стал актёром. Дело в том, что брат Евгения, Сергей, пострадал именно из-за «актёрства». До войны он с большим успехом исполнял на эстраде сатирические номера. В те годы такая смелость могла привести к трагедии. Незадолго до войны Сергей таинственным образом исчез. До Марии Ивановны дошли слухи, что он, вероятно, умер в тюрьме.

Музыкальный от рождения, Евгений начал в свободные вечера играть в джаз-оркестре при Доме культуры имени Ленина. На талантливого ударника, чёрт-те что вытворявшего с барабанными палочками, обратил внимание директор Горьковского театрального училища Виталий Лебский и, оставив свои координаты, попросил Женю обязательно зайти к нему в училище. Послушав, как юноша читает стихи, директор сразу взял его – безо всяких экзаменов.

Вскоре и студенты признали: он одарённее всех. Правда, по окончании училища Евстигнеева не пригласили в Горьковский драмтеатр. В местном ТЮЗе тоже отказали (из-за неюной внешности), о чём потом страшно жалели.

И ЗРИТЕЛЬ СМЕЯЛСЯ

Евгений уехал во Владимир, где стал работать в Театре драмы имени Луначарского. Там ему сразу приклеили ярлык «комик». Выход Евстигнеева на сцену всегда сопровождался смехом, и вообще публика так бурно реагировала на его появление, что некоторых особо рьяных поклонников выводили из зала.

Евгений, который всю жизнь следовал заповеди «не сотвори себе кумира», боготворил только одного актёра – Чарли Чаплина. В любой трагической роли Евстигнеев умел найти иронию, но смех публики вызывало не только это. То, что он делал на сцене, было, как это ни парадоксально, правдивее самой жизни. И зритель ­смеялся от восторга!

В СТОЛИЦУ

А Евстигнеев, зная себе цену, думал об учёбе в столице. Руководство театра не отпускало его. Евгений соврал, что поедет к матери в Горький, а сам в это время был на прослушивании в Школе-студии МХАТ. Талантливого провинциального актёра приняли сразу на третий курс.

В Школе-студии училась Галина Волчек. Так они и познакомились, а потом и поженились. Она сразу увидела в нём большого артиста, а потому – личность. И даже когда они расстались (их сыну Денису было всего три года), быстро наладили дружеские отношения. Волчек готовила к поступ­лению в театральный институт Машу – дочь Евгения и его второй жены Лидии Журкиной.

Последним спектаклем Евстигнеева был «Игроки XXI», поставленный Сергеем Юрским.

 

После окончания учёбы, в 1956 году, Евстигнеева пригласили на работу во МХАТ, но вскоре Олег Ефремов позвал его в свою «Студию молодых актёров» – будущий театр «Современник». В первом же студийном спектакле «Вечно живые» Евгений поразил всех своей глубокой игрой. Роль короля в «Голом короле», поставленном в 1960 году, принесла оглушительный успех. Люди стояли ночами за билетами на этот спектакль, а Евстигнеев стал легендой.

В 1970 году Олег Ефремов покинул «Современник» и возглавил МХАТ. Евстигнеев последовал за ним – он считал Ефремова своим режиссёром. На сцену этого театра актёр выходил почти 20 лет.

КОРОЛЬ ПРЕОБРАЖЕНИЙ

Сниматься в кино Евстигнеев начал в 1957 году. Первую большую роль он получил в 1964 году – в фильме Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». Начальника пионерлагеря Дынина Евстигнеев сделал по-советски величественным дураком. К актёру пришла всесоюзная слава.

А после сыгранной в «Семнадцати мгновениях весны» роли профессора Плейшнера мальчишки на улицах кричали Евстигнееву вдогонку: «Плейшнер идёт!»
В 1988 году он сыграл роль, о которой все его коллеги говорили восхищённо, – профессора Филиппа Филипповича Преображенского в «Собачьем сердце». Способность к перевоплощению была у актёра фантастической, но этот фильм превзошёл все ожидания.

Режиссёр картины Владимир Бортко вспоминал, что буквально в первом кадре из кооперативного магазина с пакетом краковской колбасы вышел… Плейшнер. Бортко скомандовал «стоп!»: «Евгений Александрович, профессор так не ходит». На что Евстигнеев ответил: «Не надо мне рассказывать, я уже одного профессора играл». «Но это совсем другой! Это Менделеев!» Актёр минуту подумал, зашёл в магазин, и, когда дверь раскрылась, перед съёмочной группой предстал не Плейшнер, не Менделеев, а именно профессор Преображенский. Бортко был поражён этой
мгновенной метаморфозой.

Последний фильм с участием Евгения Александровича – «Ночные забавы» – вышел за месяц до его смерти. Актёра не стало 4 марта 1992 года.

Подготовила Влада ПОЛЬСКАЯ

Фото с сайта kinowar.com