Большой вызов себе

/ Апрель 19, 2021/ Знай наших!, Новое поколение, образование

Искусственный интеллект, нейротехнологии – кажется, что это понятия из мира научной фантастики. Но они занимают всё более заметное место в нашей жизни. Особенно легко поверить, что будущее наступает уже сейчас, когда общаешься со старшеклассницей, которая сама создала нейронную сеть, защитила проект и стала участницей проект­ной образовательной программы «Большие вызовы» Образовательного центра «Сириус».

ПУТЬ К «СИРИУСУ»

Ученица павловской школы № 9 Алёна ЧАДИНА в числе 65 старшеклассников из разных регио­нов России стала участницей профильной смены программы «Большие вызовы» 2020–2021 годов. Проект по со­зданию нейронной сети она начала делать в 10-м классе.
– Это был тренажёр, чтобы решать задания ЕГЭ по информатике. С этим проектом я участвовала в научно-практической конференции «Одиссея разума». А потом мой руководитель Татьяна Викторовна предложила загрузить эту работу в образовательную программу «Большие вызовы». Комиссия её одобрила, и начались этапы защиты онлайн, – рассказывает Алёна.

Потом провели онлайн-тестирование с обязательным видеонаблюдением – это проверка уровня знаний по биологии и химии. Затем ещё одна защита, после которой объявили результаты, и Алёна узнала, что прошла отбор для участия в программе «Большие вызовы». Но тут грянул коронавирус.

– Из-за пандемии обучение разделили на очную и заочную части. В заочной нам читали лекции преподаватели из Курчатовского института. Практическую часть отложили, но в феврале этого года мы побывали в «Сириусе» – это была десятидневная работа в лабораториях с замечательными преподавателями, – делится девушка.

В ТОП‑100

Что же это за нейронная сеть такая? Алёна объясняет, что это один из способов создания искусственного интеллекта. На ЕГЭ по информатике это задание из раздела теории игр. Два человека просто играют в игру, а нейронная сеть просчитывает все ходы и возможности, чтобы определить, кто проиграет, а кто выиграет. А ещё её можно использовать для самопроверки при решении этого задания.

Алёна Чадина поучаствовала в реальном исследовательском проекте вместе с учёными Курчатовского института, которые традиционно курируют направление «Нейротехнологии и природоподобные технологии».

– Было сложно. Это первый мой проект и сразу замахнулась на такой уровень. Это, наверное, был вызов самой себе, – признаётся ученица.

Руководитель проекта – учитель информатики школы № 9 Татьяна ТУПИЦКАЯ рассказала, что именно эту тему они с Алёной выбрали потому, что она перспективная.

– Мои ученики уже 10 лет каждый год участвуют в на­учно-практических конференциях, но такую тему не брали ни разу. Для школьного проекта она очень сложная, требует уровня знаний, которые гораздо выше, поэтому требуется серьёзная дополнительная подготовка. Нужно обладать углублёнными знаниями, например, в вопросах, что такое перцептрон* – любимая Алёнина тема, что такое нейроны, как проходят сигналы в человеческом мозге. А самое главное – это проект, который можно развивать. Его необычность и позволила Алёне добиться такого успеха. Ведь побывать в «Сириусе» – это большой успех! Теперь она входит в ТОП‑100 учеников России. Из него ведущие научно-исследовательские институты набирают для практики студентов. Несколько лет назад наш ученик Алексей Букин тоже входил в этот список, а когда он стал студентом, его приглашали заниматься биомеханикой глаза. Как его нашли? Только благодаря «Сириусу», – говорит Татьяна Викторовна.

ПОГРУЗИТЬСЯ В НАУКУ

После поездки в «­Сириус» у Алёны остались только прият­ные эмоции. Было интересно пообщаться с умными людьми как из преподавательского состава, так и с другими школьниками. Полезным было знакомство с другими направлениями исследований, работа в лаборатории на хорошем оборудовании – это прекрасный опыт.

– Проект, которым мы занимались, – это разработка лекарства на основе изучения атомарной структуры молекул. Мы искали лекарство от болезни Гоше. Это наследственное заболевание, которое проявляется в увеличении селезёнки, печени, других органов, в хрупкости костей. Мы занимались 3D-моделированием, изучали пространственную структуру молекул, искали разные со­единения. Потом в лаборатории капсулировали выбранное вещество. Многие участники работали в таких лабораторных условиях первый раз – было захватывающе! – не скрывает восхищения Алёна.

Кроме образовательной программы, ребятам можно было посещать спортивные площадки, разные мероприятия. Вечерами проходили дополнительные лекции, на которые приезжали преподаватели со всей России.

А ещё павловчанка познакомилась с ребятами из Ижевска, Казани, Екатеринбурга. С некоторыми продолжает общаться и сейчас.

* Перцептрон – кибернетическая модель восприятия информации мозгом. Состоит из трёх типов элементов. Датчики (рецепторы) принимают сигналы из внешней среды. Ассоциативные элементы активируются, получая сигналы от набора рецепторов. Реагирующий элемент формирует ответ на основе сигналов от ассоциативных элементов.

Влада ПОЛЬСКАЯ

Фото предоставлено героинями