Дай руку, и пойдём вперёд

/ Апрель 28, 2021/ Детская площадка

Оказывается, побывать в «Артеке» мечтают не только дети, но и взрослые. Недавно это желание исполнилось для методиста Центра развития творчества детей и юношества, председателя союза пионерских и детских организаций «Золотой ключик» и куратора Российского движения школьников Ксении ГУСЕВОЙ. Как муниципальный координатор советников директоров школ по воспитанию и работе с детскими общественными объединениями, она прошла обучение в детском центре. Чему учились, а главное – для чего? Об этом Ксения рассказала корреспонденту «ПМ».

СТАТЬ НАВИГАТОРОМ

В этом году прошёл Всероссийский конкурс «Навигатор детства». Заявку на него мог подать любой человек с педагогическим образованием, желающий стать советником по воспитанию. На конкурсный отбор нужно было представить портфолио, показать свой опыт работы с детскими объединениями, подготовить видеоэссе о своём видении воспитательной работы в школе.

Те, кто вышли в следующий этап, проходили онлайн тестирование и собеседование со специалистами Российского детско-юношеского центра Москвы. Так определили кандидатуры, которые продолжат обучение. Первая часть – это заочное прохождение модулей, а вторая – очная учёба в международном детском центре «Артек».

Всероссийский конкурс «Навигаторы детства» проходит по федеральному проекту «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального
проекта «Образование».

СЕМЬ ДНЕЙ СЧАСТЬЯ

Муниципальные координаторы прошли заочные этапы первыми и поехали на очную учёбу в «Артек». В этом центре я не была ни разу – ни ребёнком, ни взрослым. Много работала в «Орлёнке», но «Артек» – его ни с чем не сравнишь. Попасть туда – это мечта и большая удача. Это удивительное место, масштабы которого впечатляют: много лагерей, много детей, много сотрудников. Когда мы приехали, шла смена, в центре было полторы тысячи ребят. Постоянно было какое-то движение: кто-то разучивает номер к вечернему меро­приятию, кто-то репетирует кричалки, кто-то поёт или танцует, готовит театральную постановку. Идёшь и заряжаешься этой атмосферой. Это особый мир!

Сейчас в проекте участвуют 10 пилотных регионов, Нижегородская область – в их числе. Во время конкурса «Навигаторы детства» специалисты разрабатывают программы воспитания с учётом особенностей и интересов самих школьников. В результате будет сформирован кадровый резерв педагогов системы воспитания.

 

Мы общались с методистами, педагогами и психологами «Артека», нам давали много полезной информации, делились методиками работы – то есть мы прошли курс «артековской педагогики». И общение со специалистами из других регионов тоже стало хорошим опытом – все были настроены щедро делиться своими наработками.

Много материала, разных фишечек, идей взяли в свою копилку, чтобы потом применять на практике. После таких занятий горят глаза, хочется самому сделать что-то подобное. Когда пришла пора уезжать, мы все были заряжены эмоционально и подкованы теоретически.
Единственное, о чём я жалею, что из-за плохой погоды не удалось подняться на знаменитую гору Аю-Даг, а я бы с удовольствием прошла это посвящение в артековцы.

СОМ – ЭТО НЕ РЫБА

Новые формы работы – это главные инструменты, которые нам дали в «Артеке». Познакомили с сетевым образовательным модулем, или коротко – СОМ. Что это такое? Методика, используя которую, мы так организуем образовательное пространство, чтобы мобилизовать все ресурсы для развития у детей интереса к свободному познавательному поиску. То есть мы так ставим задачу и таким путём проводим ребёнка, чтобы в итоге он сам захотел найти ответ на загадку или решить проблему и сделал это. Чтобы помочь детям развить этот интерес к поиску, познанию, открытиям, мы задействуем всю образовательную среду, все инструменты, какие у нас есть.

Или, например, геокешинг. Основная идея состоит в том, что одни игроки делают тайники, с помощью GPS определяют их географические координаты и сообщают о них в интернете. Другие игроки используют эти координаты и свои GPS-приёмники для поиска тайников. Объекты, которые нужно найти, расположены в местах, которые представляют природный, исторический, культурный, географический интерес. Во время этой игры можно решать самые разные воспитательные задачи. При этом мы используем технологии, интересные детям.

ДОНЕСТИ ДО ШКОЛЫ

Нельзя сказать, что в школе сейчас нет воспитательной работы – она есть. Просто её хотят структурировать и осо­временить. Привычные формы не всегда имеют нужный эффект: детям хочется чего-то нового. Задача советников по воспитанию как раз и будет состоять в том, чтобы сделать воспитательную систему актуаль­ной, востребованной, чтобы дети с большим желанием­ и удовольствием участвовали во всём, что им предлагают.

Хотя в Павловском округе такие помощники директора появятся в 17 школах, это не значит, что остальные останутся в стороне от такой новации. Просто должность вводят в крупных образовательных организациях. Но и небольшие школы тоже включатся в обновление воспитательной системы, а их ученики будут участвовать во всех активностях, конкурсах, акциях и других мероприятиях.

Сейчас на учёбу в «Артек» уехал ещё один специалист из Павловского округа. В конце апреля туда отправятся ещё восемь человек, и постепенно проучатся все советники.

Очень хорошо, что все специалисты пройдут через очный этап. Важно самому окунуться в мир детства, прочувствовать атмосферу, увидеть масштаб – тогда будет эффект. Ты узнаешь много нового, вспомнишь многое забытое, но очень важное, и захочешь взять всё это в работу. Когда пройдёшь через всё это, попробуешь, поиграешь, впечатлишься – тогда ты и сам готов подобное сделать, донести до детей.

В ЦЕНТРЕ – РЕБЁНОК

Наша учёба ставит перед нами вопрос: каким же должно быть воспитание современных детей? Как куратор Российского движения школьников (РДШ) я бы сделала упор на это зарождающееся движение. РДШ даёт огромные возможности ребёнку, чтобы идти в ногу со всей страной. Можно участвовать в акциях, конкурсах, всероссийского уровня, проявить себя, делать то, что тебе по-настоящему близко и нравится. Это площадка для тех, кто увлекается медиа-творчеством, участвует в добровольчестве, создаёт научные или творческие проекты, обожает туризм и спорт. Каждый найдёт здесь направление для себя.

А если мы говорим о воспитательной системе школы, то здесь не нужно всё ломать и навязывать что-то новое. Есть хорошие значимые традиции, которые надо сохранить и дополнить новыми формами работы – собрать это воедино и сделать эффективным. И важно в этой системе увидеть самого ребёнка, то, что ему актуально и нужно на данном этапе, и помочь раскрыть себя именно в этом. Это и будет главной задачей советников по воспитанию – найти точки соприкосновения с детьми и дать то, что для них важно, позволить в этом развиться. Просто нужно взять ребёнка за руку и повести его вперёд.

Записала Светлана ЮРИНА

Фото предоставлено героиней