Как в Павлове водолазов готовили

/ Декабрь 24, 2021/ Стиль жизни

Не знаем, известно ли было в 1970–1980-х годах у нас слово «дайвинг», но про водолазов слышали точно. Мало того, они у нас в Павлове были: свои, с записями в трудовых книжках. А некоторые пытались получить «общественные водолазные» корочки.

На самом деле, речь о спасателях-профессионалах и спасателях-любителях. Было и такое раньше. Стиль жизни – общественный, для людей, да ещё и здоровый, потому что хилым и больным делать там нечего. Сейчас это называется волонтёрством, а раньше – член ОСВОДа (общества спасания на водах).

Почему мы про это вспомнили? А уж больно хороши фотографии, что выложил у себя в соцсетях наш земляк Анатолий Хавкин. Он там в «трёхболтовке» – классическом водолазном костюме. Один шлем чего стоит! Да и вообще весь костюм – это что-то.

Немалый вес «трёхболтовки» может на себе нести только крепкий человек. Так что нужна хорошая физическая подготовка и отменное здоровье.

 

Вот что рассказал нам Анатолий Абрамович про своё покорение окских глубин:

– В Павлове в 1970-х годах при спасательной станции были курсы водолазов. Я прошёл этот курс и совершил погружение на дно морское – пардон, речное. В памяти осталось немного. Судя по возрасту сына Максима (он там был с мамой), – где-то около четырёх лет – примерно в 1978–1979 году Игорь Филиппов, бывший тогда председателем ОСВОДа, организовал курсы водолазов. Я как старый дайвер, мечтающий о погружениях с аквалангом, записался на них, поскольку после предполагался экзамен на корочки и погружение с аквалангом в одном из горьковских бассейнов. К сожалению, на экзамен попасть не смог: на работе куда-то посылали.

А вот рассказ Валерия Сафронова:

— Да, после меня Игорь Филиппов был начальником рыбохраны и председателем ОСВОДа. Были и курсы водолазов-спасателей (любителей) при этом обществе. Способствовал их организации Аполлон Васильевич Знаменский, который был руководителем государственной спасательной службы. Человек восемь-десять получили свидетельство. Оно давало право погружения, но до госслужбы с ним не допускали. ОСВОДовцы были как народные дружинники: дежурили вместе со спасательной службой на Оке. Я был стандартным водолазом третьего класса (там их всего три) – есть у меня такая запись в трудовой книжке. Выезжал на пляж, дежурил там у бакенов. Чтобы стать государственным водолазом, нужно было учиться в Горьком, там сдавали периодически техминимум.

(Полный материал — в газете «Павловский металлист» за 23 декабря 2021 года)

Полина МОРОЗОВА

Фото Анатолия ХАВКИНА