Как наши технари чудо-станок изобрели

/ Декабрь 21, 2020/ Знай наших!

Студенты группы 119–1М Павловского автомеханического техникума Роман Вершинин и Кирилл Ефанов стали абсолютными победителями XII Всероссийского технологического фестиваля «Робофест‑2020» в номинации «Технологический стартап». Корреспондент «ПМ» встретился с ребятами и одним из их наставников, чтобы узнать, что за ноу-хау они придумали.

ГЛАВНОЕ – БЫТЬ КОМАНДОЙ!

Первое, что мы услышали от этих парней:

– Нам очень повезло с нашими наставниками!

И это так. За последние шесть лет студенты Нины Ястребовой и Александра Щёголева становились обладателями президентского гранта, неоднократными победителями конкурсов регионального и российского уровней.

На таком престижном фестивале, который выявляет талантливых молодых людей, помогая им развивать навыки практического решения инженерно-технических задач, очень важно быть командой, в которой каждый понимает свою задачу и грамотно её выполняет. Именно такой слаженный квартет взялся штурмовать вершины «Робофеста».

Справедливости ради скажем, что изначально в команде была ещё одна участница – ученица школы № 5 Екатерина Тренкунова. Но, к сожалению, по квоте конкурса в презентации проекта могут участвовать только два человека. И поскольку парням вот-вот исполнится по 18 лет, и они уже не смогут участвовать в «Робофесте» (возрастные ограничения), а у Кати такой шанс ещё будет, решили, что стартап представят Кирилл и Роман.

ЕСТЬ ИДЕЯ

В чём же заключалась идея, которую ребята и их наставники решили воплотить в жизнь и представить высокому жюри «Робофеста»? Об этом рассказал Роман Вершинин:

– Наш стартап заключается в том, что мы усовершенствовали станок с ЧПУ с инновационной системой безопасности, созданный ранее другой командой студентов. То есть мы существенно расширили функцио­нальные возможности станка.

Оказалось, что в своём стартапе парни решили важную проблему. А подтолкнули к этому мысли, которые возникали ещё на уроках технологии в школе. Роман рассказал:

– Мы столкнулись с тем, что станки в мастерской есть, но работаем мы на них очень редко, потому что нет расходных материалов: они дорогие, и покупать их для школьных уроков невыгодно. Когда мы поступили в техникум, пообщались с преподавателями, то выявили общую проблему: здесь она тоже касалась расходников. И мы решили создать такой станок с ЧПУ, на котором можно будет отрабатывать необходимые навыки, но при этом не нужны дорогостоящие материалы.

ОТ ПРОЕКТА – К ЖИЗНИ

Ну что ж: есть идея, есть команда – вперёд! О том, как претворяли проект в жизнь, рассказала Нина Владимировна.

– У меня социально-экономическое направление. Нехватка денег на расходники – это моя проблема: посчитать, обосновать проект. Второй наставник – Александр Витальевич – специалист по техническому направлению. Он грамотный тьютер, который любую студенческую идею может довести до реального воплощения.

Мы работаем в команде, стараясь, чтобы каждый выполнял свою часть общей задачи и не тратил время на что-то другое. Гораздо проще и легче, когда каждый занимается своим направлением.

У нас получился не просто станок с новой системой безопасности. Ребята модернизировали его, смогли присоединить фрезу. Первая экспертиза, которую проходят проекты на «Робофесте», – на инновационность. Мы не можем выставить идею, которую кто-то придумал до нас. И наш станок – небольшой, аккуратный, чуть ли не игрушечный на вид, и вдруг и с фрезой работает, и имеет сменную систему разноцветных ручек, которые отвечают за разные операции. На этом станке можно учиться программированию.

Знаете, в нашем техникуме – хорошая материальная база, есть большие современные станки с ЧПУ, но по возрастным ограничениям, связанным с техникой безопасности, работать на них студенты первого и второго курсов без наставника не могут. А к тому станку, что разработала и создала наша команда, можно допустить даже семилетнего ребёнка – лишь бы разобрался в устройстве.

Станок работает ещё и как плоттер – рисует разноцветными ручками. Студенты разрабатывают G-код, и станок сначала прорисовывает те операции, которые потом будет выполнять режущий инструмент. На этом этапе расходники – это листы бумаги и ручки. И если маркер вместо квадрата «ходит» по одной линии, разработчик понимает, что в программе допущена ошибка и исправляет её до того, как мог бы быть испорчен дорогостоящий материал.

Это очень эффективно: когда ребята подходят к большому станку, они уже имеют опыт G-кодирования, и программирование на станке проходит успешно, нужные операции выполняются уже на заготовках, а не на листочках. При этом мы не переживаем за дорогостоящее оборудование и инструменты – студенты подготовлены.

– Ещё один большой плюс в том, что станок переносной, его легко можно установить так, чтобы на нём удобно было работать ребятам с особенностями здоровья, – объяснила наставник победителей фестиваля.

БЕСЦЕННЫЙ ОПЫТ

Пока в течение недели проекты проходили экспертизу на инновационность, на мастер-классах профессионалы помогали участникам лучше разобраться в вопросах маркетинга, посмотреть экономическую эффективность от внедрения проекта. В этом году провели индивидуальные консультации, разобрали, как провести презентацию наиболее грамотно и показать все свои сильные стороны и фишки.
В результате ребята распределили выступление, на вопросы отвечали вместе, грамотно. Кстати, командная работа на представлении проекта тоже учитывается. За социально-экономическое направление и маркетинг отвечал Кирилл Ефанов. Он поделился:

– Мне нравится не только техническая сторона создания проектов, но ещё и аналитика. Мы с Ниной Владимировной искали, выясняли, кто может быть нашим конкурентом, нет ли где-то подобных станков. Начальный проект был гораздо проще, с момента его презентации на региональном этапе мы очень многое доработали, полностью изменили техническую часть, чтобы на российском уровне выглядеть достойно. И справились!
– Это бесценный опыт, который научил нас грамотно презентовать свой продукт, защищать проект. Всё, что мы узнали за время подготовки, пригодится и в дальнейшей учёбе, и при будущей работе, – добавил Роман.

ХОРОШИЙ БОНУС

Диплом за победу на «Робофесте» – это ещё и дополнительные баллы при поступлении во многие ведущие вузы Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Москвы. Имена победителей конкурса попадают в федеральную программу талантливых детей «Сириус». Есть и работодатели, которые считают, что победы в таких проектах – это хорошая рекомендация.

После удачного выступления на защите ребята уже получили бонус: они проходят бесплатные курсы по предпринимательству в МГУ имени Ломоносова.

ДАТЬ КРЫЛЬЯ

Нина Ястребова считает, что главная задача наставников в таких проектах – идти за идеей­ ребят, «дать им крылья» и показать возможности приблизиться к мечте.

Роман и Кирилл признались, что робототехника нравится им тем, что можно создавать своими руками интересные и полезные вещи. И добавили:

– А ещё при этом ты видишь свой прогресс. Нравится ставить перед собой задачи и выполнять их. Возможно, кто-то воспринимает робототехнику, как игру. Нет! Мы создаём реаль­ные вещи, которые можно использовать на практике: например, в учебных заведениях. Это очень приятно!
Будущим участникам «Робофеста», да и других серьёзных конкурсов, ребята пожелали:

– Не стесняйтесь своих мыслей, отстаивайте их, когда работаете в команде: любая идея может выстрелить. И, конечно, вкладывайте в проект все знания, силы. Тогда победы не заставят ждать.

Светлана ЮРИНА 
Фото предоставлены героями