К заезду готов? Всегда готов!

/ Февраль 9, 2021/ Увлечения

В энциклопедии термин «моделизм» поясняется сухо и скучно: «моделирование – это конструирование и изготовление в домашних или в промышленных условиях действующих или стендовых копий различной техники». Поверьте, в жизни всё намного красочнее и увлекательнее. А чтобы подробнее познакомить наших читателей с этим техническим хобби, мы пообщались с увлечённым человеком, RC-моделистом* Романом ЯЦУКОМ, который своими руками создаёт модели автомобилей.

ОТ СТОЛА ДО МАСТЕРСКОЙ

Начиналось всё для Романа с маленького стола и старых тисков. Летом 2014 года в магазине на глаза попалась модель машины с отломанным колесом и повреждённой нижней лапой подвески.

– Я её купил именно с тем, чтобы восстановить. Бросил вызов самому себе. И закрутилось! Сейчас это уже не стол, а мини-мастерская по созданию комплектов рам, на базе которых потом собираю модели. Рама – это основная часть внедорожника, на которую ставятся кузов, амортизаторы, приводы для рулевого управления, мотор, мосты с тягами. Произвожу всё в штучных объёмах. Создаю достаточно копийные модели – стараюсь, чтобы все они максимально соответствовали своим большим прототипам.

Начиналось всё довольно кустарно, но за это время мастерская капитально разрослась. Без соответствующего оборудования сделать что-то стоящее сложно. У меня сейчас инструмента и расходников уже столько, что в моей комнате-мастерской тесновато. Думаю, что пора переезжать, но пока не придумал куда – это задача, которую надеюсь решить летом, – поделился Роман.

СДЕЛАЙ САМ

Моделисты – это люди с большим запасом терпения, пытливым умом, нехилым багажом знаний и умелыми руками. Многие из них создают модели для того, чтобы потом погонять на трофи-соревнованиях. Причём, собранные своими руками машинки ценятся гораздо выше. Начинают, как правило, с RTR/RTF-комплектов*, но потом двигаются дальше. Вот что об этом рассказывает Роман:

– Почему профессионалов не всегда интересуют модели в RTR/RTF-комплектации? Да, эти аппараты «готовы к запуску», но в комплекте вы получаете базовый (как правило, стоковый) набор запчастей, с которыми технические показатели машины будут не всегда самыми лучшими.

Плюс такой комплектации для начинающих – это возможность постепенного роста в профессиональном плане. Практически все производители разрабатывают свои модели с учётом дальнейшего улучшения.

Если начинающий пилот покупает радиоуправляемый базовый внедорожник, со временем он может заменить стоковые детали на улучшенные, тем самым модифицировать модель и повысить её технические характеристики.

А есть комплекты, в которых машинки полностью разобраны, и ты должен модель сам собрать. Я в 2014 году начал с готовой RTR-модели. Её коробку и шасси до сих пор храню. Есть же у некоторых автовладельцев поверье: первую не продаю. Вот и у меня эта модель осталась.

В 2018 году приобрел KIT-комплект*. Это полностью разобранная модель – по винтикам-шпунтикам – с инструкцией по сборке. Пока всё ставишь на места, досконально понимаешь, как это всё работает. Не просто – ты купил и начал ездить. Делаешь это осознанно.

Чтобы познакомить павловчан с моделями трофи, Роман Яцук несколько раз организовывал фестиваль Hobby Weekend. Чтобы погонять на машинках, к нам приезжали моделисты из Нижнего Новгорода, Гороховца, Москвы, Чебоксар, Калуги, Пензы. Было очень круто!

НЕИГРУШКИ ДЛЯ ВСЕХ

– Ром, а насколько модели повторяют реальные машины?

– Конечно, это не просто пластмассовые игрушки. Наши модели, не как автомобиль – один к одному, но это технически сложные механизмы. Например, у моей третьей модели Land Rover Defender Pickup есть два моста с приводами и дифференциалами, два кардана, раздатка с шестерёнками, большое количество подшипников, масляные амортизаторы.
Есть здесь и свой уровень опасности. Трофи – модель развивает хорошую скорость, есть такие, что гоняют до 90 километров в час. У них металлические бампера. И если модель при неосторожном обращении врежется в ногу, то неприятные ощущения и синяк гарантированы. Поэтому для новичков ограничиваем триммеры газа и рулевого управления на пульте.

– И с какого возраста можно заниматься трофи?

– Мы считаем, что в четыре года уже можно начинать. У нас в Нижегородской области есть девочка – Настя Новикова, которая успешно выступает на соревнованиях, а заниматься этим начала как раз с четырёх лет. Она классный пилот, а её папа Сергей – штурман. Он и привёл дочку в мир трофи.

– А девочки только гоняют или могут участвовать и в сборке машинок?

– Тут всё, как и в жизни. Сама, наверное, можешь вспомнить девчонок, которые увлекались мотоциклами – и не только ездили, но перебирали. Кто-то куклами занимается, а кто-то – техникой. Если есть интерес, ребёнок – хоть мальчик, хоть девочка – всё это будет делать. Тем более, когда в это ещё и родители вовлечены, когда есть рядом взрослый, который подсказывает, направляет. Это бесценно, когда у детей и родителей есть какое-то общее увлечение.

Вот я с отцом в детстве очень часто чем-то занимался. Он меня познакомил с футболом, научил меня делать то, что умел сам, мы вместе клеили самолёты. И когда это происходит в ранние детские годы, всё это откладывается в сознании, а потом может стать основой для серьёзного взрослого увлечения.

Человек уже рождается с задатками. Раскрыть их и помочь развить – вот задача. И поддержка при этом очень важна. Ведь если бы в 2014 году, когда я только начал заниматься моделями, один человек из Питера не откликнулся и не помог мне разобрать, что к чему, я мог бы бросить это дело: просто потерял бы интерес.

ПОЧТИ КРУГОСВЕТКА

– И насколько за это время увеличился твой «автопарк»?

– В 2015 году была одна модель, а сейчас – четыре, которые на ходу и готовы выехать. Ещё одна – в сборке: копийная модель Land Rover Defender 110. И три кузова, которые в работе. И это не считая готовых моделей, которые я сделал, и они от меня ушли.

– То есть руками хорошо поработал.

– Да, для меня это увлечение в результате вылилось как раз таки не в стремление занимать места на трофи-гонках. В какой-то момент я понял, что мне интереснее создавать.
Знаешь, есть такой кузов, который я заказал в Китае. Кузов этот приехал в разобранном состоянии. Я его сделал: салон, каркас безопасности, прочее. Покрасил – получилось эксклюзивно в модельном направлении. И он у меня стоял.

Как и многие моделисты, я некоторые из своих творений продаю, а средства вкладываю в новые модели, в инструмент, в комплектующие. И вот, той моделью заинтересовались люди с юга России – она уехала туда. А потом отправилась в Мурманск. То есть Азия – средняя полоса России – юг – север. Осталось только совершить путешествие на запад, и получится кругосветка.

Мы и в сообществе обсуждали эту тему, что кузова часто путешествуют дальше и лучше, чем их создатели.

Для участия в профессиональных соревнованиях настоящие гонщики собирают модель своими руками – это предмет особой гордости.

НАС ВСЁ БОЛЬШЕ

– Скажи, а ты нашёл новых соратников? Раньше рассказывал, что по пальцам можно пересчитать тех, кто в Нижегородской области увлекается трофи.

– Если лет пять назад нас было человек восемь-десять, то сейчас на постоянных нижегородских чемпионатах собирается человек двадцать. Нижний – город побольше, да и ребята, возможно, более активно занимались продвижением трофи. От Павлова выступаем и входим в число организаторов нижегородских чемпионатов трофи я и Роман Щегольков. Подсадил я его на это дело. И если сначала он был моим штурманом и ещё снимал заезды, то потом я собрал для него хорошую модель, и теперь он тоже гоняет.
Раньше я это хобби не афишировал, не старался привлечь внимание. Просто занимался тем, что приносит удовольствие, новые знания, новых друзей. В какой-то момент это изменилось.

Почему сейчас хочу привлечь внимание к моделированию и трофи-триалу? Потому что уже есть опыт, готов отвечать на вопросы интересующихся людей, подсказывать. Потому что войти в хобби без поддержки всегда тяжелее. Потому что всегда кажется, что для этого нужно много – средств, усилий, ещё чего-то, чем бы ты ни начал заниматься. Ведь если ты захотел научиться рисовать – тебе, как минимум, нужно купить бумагу и карандаши, а потом уже и более серьёзные материалы. Вот и здесь так же.

ОТ НУЛЯ В БЕСКОНЕЧНОСТЬ

– То есть это техническое хобби, которым можно начать заниматься в любом возрасте? Или нет?

– Абсолютно точно – да! Если тебе четыре года – ты будешь управлять моделью. В пять-шесть мы начнём что-то разбирать, понимать, как, например, собираются колёса, будем выполнять пусть пока простейшие операции. Потом дойдём до карданов и мостов. А ещё позже научимся паять, красить кузова, разбираться, какая краска лучше для пластика, а какая подходит для лексана.

Моё мнение: чем раньше погружаешься в какое-то дело, тем больше расширяется твой кругозор, ты большему учишься, многое узнаёшь вовремя. Чем раньше ты пробуешь какое-то дело, тем раньше понимаешь, что оно твоё или не твоё. Не факт, что человек, взяв в руки пульт и погоняв на машине, точно останется в этом классе, в трофи-моделях. Нет! Есть люди, которые приходят к нам после увлечения дронами или лодками. А кто-то, наоборот, уходит от нас в «воздух».

Бывают и творческие кризисы – не без этого. Может казаться, что всё – это твой потолок, ты упёрся, и дальше стремиться не к чему. А потом поднимешь себя на серьёзную гонку, пообщаешься с такими же увлечёнными людьми, вернёшься, начнёшь всё перебирать, усовершенствуешь какую-то модель. Потом ты увидишь свой результат – за­едешь на полку. (Заехать на полку – значит, занять первое, второе или третье место на трофи-соревнованиях. – Авт.). Интерес тогда не просто возвращается, он возрастает.

Это можно сравнить с музыкальной группой, которая играет только в подвале. Если нет концертов, движения – она просто распадётся. А если есть возможность выйти на сцену, всё совсем по-другому. Должен быть интерес и какой-то итог. И во всём появляется смысл.

ДАЁШЬ КЛУБ

– Привлечь внимание к трофи, показать павловчанам новое увлечение – это здорово. Поддерживаю тебя на 100 процентов. Но, думаю, ты это делаешь не просто так.
Какая у тебя цель?

– Есть планы. Нам нужно какое-то стационарное место, где можно будет заниматься, проводить мастер-классы для желающих, на которые смогут прийти родители с детьми и посмотреть, что такое трофи-модели, как их собирают, как на них гоняют. Вышли с такой инициативой на администрацию округа, стараемся решить этот вопрос.

Кружков, в которых можно заниматься созданием моделей трофи-триала, по стране – единицы. Есть хороший пример во Владивостоке, там работает такой частный кружок: частично на благотворительной основе, частично при коммерческой поддержке. Создал его увлечённый человек, бывший военный, который сейчас на пенсии, располагает свободным временем и вечерами занимается с ребятами.

Я тоже хочу найти возможность делиться опытом, рассказывать всем, кто заинтересуется трофи, как начинать, куда двигаться. Мы очень надеемся, что появится такое место, где соберём трассу, которую можно будет модернизировать под какие-то задачи: например, соревнования для начинающих. И чтобы туда могли прийти юниоры, посмотреть, потрогать, погонять, услышать ответы на вопросы.

В результате это может стать серьёзным автомодельным клубом, где смогут заниматься и взрослые, и дети. Вот такие задумки и желания.

ТВОЙ ВКЛАД

– Роман, насколько нужно быть готовым вкладываться в это хобби?

– Люди, которые будут читать эту статью и которые уже сталкивались с такими видами спорта, как хоккей, фигурное катание, спортивная гимнастика, – они понимают, сколько нужно в серьёзное занятие вложений, насколько дорогая экипировка, сколько стоит участие в соревнованиях. Например, наша недавняя поездка на соревнования в Калугу со взносами, бензином, питанием на двоих обошлась почти в 9000 рублей. Много это? Возможно, и много. Но опыт, общение с друзьями и единомышленниками, эмоции, новые знания и навыки, которые там получаешь, они того стоят!

Производить что-то руками, конечно, непросто. Мне помогают друзья, с которыми мы рядом с самого детства. У кого-то есть остатки металла, у кого-то покрасочная камера, у кого-то ещё какие-то производственные возможности. И то, что в результате получаются новые модели или кузова, позволяет мне увеличивать базу. Если я что-то продам, то получу возможность купить новые комплектующие, инструмент.

Мы всегда можем минимизировать свои затраты – было бы желание и нужные навыки. Например, есть такой каркас безопасности, который можно купить на заграничном сайте. И это будет одна ценовая категория. Если мне что-то очень хочется, но я не могу себе этого позволить, я начинаю искать варианты. И самое лучшее – сделать это самому.

ПАЯЮ, КРАШУ

– А для этого надо учиться…

– Да. Для этого я освоил пайку металлов: оловом, высокотемпературным газом, с латунными составами, чтобы было крепко. Научился и другим техническим навыкам. И когда я захотел этот каркас, то узнал, как он выглядит, по каким технологиям сделан. Сходил в магазин запчастей, купил тормозную трубку, нарезал и всё это дело сварил-спаял. И себестоимость получилась значительно ниже заказного варианта. Конечно, при наличии необходимого инструмента. Но в него ты вложишься один раз, а сделать с ним можно столько всего!
И мы хотим дать возможность людям попробовать, что такое модели, как их собирают, чтобы они понимали, что готовы этим заниматься и в это вкладываться. Потому что, повторю ещё раз, любое серьёзное увлечение требует вложений. Но мы сможем ещё и научить, как эти затраты можно минимизировать.

Когда ты увлечён, если тебя это зацепило, найдёшь и время, и способы, и возможности.
А навыки, которые мы приобретаем при сборке моделей, они реально технические. И пайка, и покраска. Начинаешь разбираться в шпатлёвке и грунтах, какую краску подобрать для разных материалов, разбираться в мощности светодиодов, платах управления и ещё во многом. Для пацана это нужные навыки, и всё это в какой-то момент может пригодиться в жизни.

Светлана ЮРИНА
Фото автора и предоставленные героем