Малыши с аутизмом пойдут в школу вместе со всеми
В Нижегородской области 1 сентября 2020 года 54 ребёнка с расстройствами аутистического спектра пойдут в первый класс.
В девяти школах откроются ресурсные и автономные классы для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). У этих ребят появится возможность получать не только знания, но и необходимые навыки социального взаимодействия, которые помогут им адаптироваться в будущем.
Министерство образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области проводит серию семинаров по информированию коллективов школ, от руководства до вспомогательного персонала, об особенностях детей с РАС для формирования толерантного отношения к ним. Комфортную среду для «особенных» детей создают не оборудование и не программы, а, прежде всего, люди, готовые принимать таких ребят и помочь им максимально адаптироваться к дальнейшей жизни, поэтому крайне важно провести информирование и дать правильное представление всему персоналу ещё до начала учебного процесса.
— К открытию этих классов мы шли год: регулярно проводились открытые встречи с родителями, где они высказывали свои пожелания и предпочтения. Образовательный маршрут, по которому с 1 сентября пойдут дети, является осознанным выбором их родителей и результатом наших совместных усилий, — прокомментировал министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Сергей ЗЛОБИН.
— За последние пять лет в регионе было открыто всего два ресурсных класса. Остальные школьники из числа детей с РАС, а это 342 ребёнка, обучались в коррекционных школах. В этом году благодаря Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, которая принята в регионе по распоряжению губернатора Глеба Никитина, ресурсные, или автономные, классы для «особенных» первоклассников открыты практически в каждом районе города, — отметила руководитель регионального ресурсного центра по организации сопровождения детей с РАС Надежда ГУСЕВА.
Инклюзивное образование позволяет организовать обучение, соответствующее потребностям каждого ученика, в наименее ограничивающей среде, и обеспечивает право на образование любому ребёнку.
— Организация инклюзивного образования для нас — новый опыт, но мы надеемся, что сможем максимально помочь этим ребятам социализироваться в коллективе детей и получить необходимые навыки для дальнейшей самостоятельной жизни, — подчеркнула директор школы №58 Елена ДЕНЬГИНА.
В выборе школ для открытия ресурсных и автономных классов принимали участие родители детей с РАС. Следует отметить, что многие из них изучили организационные и педагогические основы инклюзивного образования практически на профессиональном уровне.
— Мой ребенок в этом году пойдет «первый раз в первый класс». Нас, родителей, привлекают к организации процесса, учитывают наше мнение. Сейчас, когда инклюзивное образование в России находится на стадии становления, родители участвуют в процессе как равные партнёры, а не просто как получатели образовательных услуг, — рассказала Анна ЖУРАВЛЕВА.
Ресурсный класс позволяет обеспечить создание необходимых условий, в максимальной степени способствующих получению без дискриминации качественного образования и социальному развитию обучающихся с расстройством аутистического спектра, в том числе через организацию системы инклюзивного образования.
СПРАВКА
В апреле 2019 года полномочный представитель Президента Росийской Федерации в Приволжском федеральном округе Игорь Комаров предложил создать в ПФО новый общественный проект, направленный на максимально раннее выявление и сопровождение людей с особенностями ментального развития.
Мероприятия региональной Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями проходят по поручению президента Владимира Путина по развитию системы социальной реабилитационной работы с семьями, воспитывающими детей с ментальной инвалидностью.
Во время недавнего онлайн-общения с Натальей Водяновой, основателем благотворительного фонда «Обнажённые сердца», губернатор Нижегородской области Глеб Никитин сообщил, что «есть планы по созданию центра для детей с подобными расстройствами» в регионе.
— Хочется, чтобы Нижегородская область была передовой в этом вопросе, — подчеркнул Глеб Никитин.
Подготовил Николай ИВАНОВ
Фото Виктора ХАРИТИНОВА