Метелицей друзья прозвали: врага он хорошо метелил

/ Май 16, 2018/ Бессмертие

НАШ земляк одним из первых фронтовиков-горьковчан был представлен к званию Героя Советского Союза. Но награда так и осталась неврученной.

ОН ПРОСТО ЗАБЫЛ О СМЕРТИ

 Шел март 1941 года. Без пяти минут выпускник Харьковского танкового училища Константин Митенёв радовался пробуждающейся природе и был полон надежд, как все влюбленные. Девушка отвечала ему взаимностью.

А еще у него был закадычный друг, которого он ценил, как родного брата, однокурсники их в шутку называли близнецами, они даже на свидания с девчатами ходили вместе.

Той весной Константин прислал домой, в родную Ворсму, жизнерадостное письмо, рассказывая об учебе и своих товарищах. Никакой тревоги, никаких предчувствий. А через три месяца он оказался в эпицентре боевых действий в Белоруссии.

Следующее письмо в начале июля — уже с фронта. Молодой лейтенант, которому доверили командовать ротой, сообщал, что цел и невредим, но уже многое успел повидать. Без лишних подробностей. Наоборот, пытался успокоить близких. И только в последних строчках к любимой — просьба, чтобы она даже не думала о том, куда собиралась. Забегая вперед, скажу, что Наталья не послушалась жениха и отправилась на фронт медсестрой. Только спустя два года девушка узнала, что он пропал без вести. Такое извещение родители Константина получили после его первого боя.

11 июля 1941 года танк командира роты Митенёва попал под шквальный артиллерийский огонь противника, был подбит, но вопреки этому боец уничтожил три немецких танка и несколько минометов. Даже когда его машина загорелась, командир продолжал стрелять по врагам, прикрывая отход экипажа. Лишь через три дня солдатам удалось вырваться из окружения.

7 августа Константин Митенёв снова повел роту в атаку, отбросив противника на целых 12 километров. В результате командир уничтожил два фашистских танка, четыре мотоцикла и пять минометов.

Когда танк Константина подбили, он приказал экипажу идти за помощью, а сам продолжал вести огонь. Этот бой для лейтенанта Митенёва стал последним. Его жизнь оборвалась в 20 лет.

СЕМЬЯ ГЕРОЯ

 В классе тишина – ни шепота, ни шороха. Взоры старшеклассников устремлены на экран, где мелькают кадры о страшных находках поисковиков – останков солдат, которых родные считали пропавшими без вести.

В гостях у ребят — Андрей Чеканов, командир нижегородского поискового отряда «Курган», отставной военный. Он передал им материалы о шести земляках, погибших в немецком плену.

Как оказалось, в Ворсменскую школу № 2 руководитель поискового отряда приехал неслучайно – в последнее время он занимается еще и поиском солдат, которым не вручили награды. И первым в списке числится Константин Митенёв, в прошлом ученик именно в этой школы. А Ирина Владимировна Кудряшова, классный руководитель ребят, учитель истории – в родстве с семьей героя. Она пригласила на встречу со старшеклассниками самых близких родственников героя – двух дочерей его родной сестры Глафиры.

Старшая Альбина Гиевая – врач-кардиолог, живет в Дзержинске. Младшая Ирина Миронова работала учителем информатики в школе, сейчас живет в Нижнем Новгороде.

— У Кости было две сестры — наша мама и Лариса, которые очень любили его и помнили до конца своей жизни, — рассказывает Ирина Петровна. – Он – младший из детей Митенёвых. В письмах с фронта нет страха перед врагом, не зря в кругу друзей его называли Метелицей, он много немцев отметелил.

— По воспоминаниям нашей мамы (она в войну, в свои 25 лет, возглавляла поселковый совет Ворсмы), Костя был неконфликтным человеком, обладал чувством юмора, а в семье ценились честность и порядочность — вспоминает Альбина Петровна. — Наша мама старалась каждому помочь и делом, и морально поддерживала, никому не отказывала. Даже спустя годы, когда мы приезжали в Ворсму, многие приходили и благодарили ее, что помогла выжить в военное лихолетье. Однажды она спасла ребенка, выпавшего из окна.

— После войны мы переехали в Мурманск, в связи с переводом папы в военный город, — говорит Ирина Петровна. — В Павловский район семья вернулась в 1961 году. Глафиру Валентиновну назначили заведующей парткабинетом на Автобусном заводе, ее муж Пётр Якимов возглавил коллектив средней школы № 3 в Павлове. А вот младшая из их дочерей Ирина принципиально пошла в первый класс в другую школу — № 10, чтобы никто не упрекал, что она дочь директора. Она окончила учебу с серебряной медалью. Наши родители умерли практически в одно время и похоронены на Ворсменском кладбище. Мама всю жизнь хотела, чтобы родственники Константина получили награду.

ТЕПЕРЬ НЕБЕЗВЕСТНЫЙ

 По архивным документам, как и в Книгах Памяти, Константин Митенёв числился пропавшим без вести.

— Я хочу внести изменения в переизданную Книгу Памяти. Надо исправить эту несправедливость: Константин Митенёв погиб героем, — говорит Андрей Чеканов, который уже 30 лет занимается кропотливой поисковой работой. Сегодня в этом ему помогают уже сыновья–подростки.

За это время было найдено и перезахоронено более 5000 солдат и офицеров. Но только у 403 установлены имена и фамилии.

— До сих пор помню первого бойца, найденного в Тверской области, — вспоминает Андрей Владимирович. – Когда зазвенел металлоискатель, я стал аккуратно раскапывать и натолкнулся на каску. Солдат погиб в 1942 году, его завалило землей в окопе при взрыве, так и остался сидеть с руками на каске. К сожалению, не везде сохранились останки, например, в болотистой местности мало что можно найти. Солдат опознаём не только по смертным медальонам, но и личным вещам. Иногда находим немецкий блиндаж. Бывают и уникальные находки – при раскопках под городом Белый рядом с останками бойца нашли зеркальце с фотографией. Благодаря этим раскопкам, дочери погибшего сержанта Вапилова из Кировской области смогли впервые увидеть отца – когда он уходил на фронт, старшей едва исполнилось три года, а младшей – всего восемь месяцев. Такие находки очень редки. Благодаря поиску открываются новые страницы войны. Жизнь любого человека бесценна.

Командиру «кургановцев» особенно запомнился случай с бойцом из Дагестана, который тоже числился пропавшим без вести – его имя в документах написали по-русски, как привыкли называть в роте. И только благодаря поисковикам досадная ошибка была исправлена. На родине встречали солдата, возвратившегося домой спустя 73 года после Победы, всем селом, и каждый обнимал гроб с останками своего земляка.

 

НАСЛЕДИЕ ДЛЯ НАСЛЕДНИКОВ

 Символичной встреча получилась еще и потому, что в школе уделяется большое внимание патриотической работе. Есть краеведческий музей «Наследие», где практически все экспонаты собраны ребятами. Начинался он с маленького стенда, а сейчас уже не хватает места в целой комнате. В музее много материалов и о войне.

Теперь десятиклассникам и их классному руководителю предстоит разыскать родственников погибших ворсменцев, чьи имена стали известны, благодаря поисковому отряду.

— Ребятам интересно и полезно заниматься такой работой, — считает Ирина Кудряшова. – Мы постараемся найти родных погибших солдат. А еще хотим установить мемориальную доску в память о герое-земляке Константине Митенёве. Много трудов стоило поднять материалы о нем. Иван Кочетков, бывший ученик нашей школы, обращался даже в администрацию Президента. К сожалению, награда в семью не вернется – орден могут получить только наследники первой очереди, но мы надеемся, что орденскую книжку родственникам отдадут.

В этом уверен и Андрей Чеканов:

— Недавно нашим отрядом было найдено еще несколько смертных медальонов, которые переданы в лабораторию, появятся новые имена, — говорит Андрей Чеканов. Этих солдат до сих пор ждут дома. А это значит, и другие герои возвратятся из небытия.

Светлана ГУНДОРОВА.

Фото Сергея МАРТЫНОВА и из архива поискового отряда.