Младшая сестра «Павловского металлиста»

/ Май 16, 2020/ К 100-летию «ПМ»

В 1935 году в Павлове выходила уличная газета-витрина под названием «Репродуктор». О её редакторе и активистах рассказал член Союза журналистов бывший ответственный секретарь Владимир Иванович Погодин в очерке, напечатанном к 70-летию «ПМ» (№ 205–206, 1990).

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ УЛИЧКОМА

В 1960 году я, тогда ещё начинающий газетчик, получил задание найти в Павлове интересного человека и рассказать о его увлечении, его судьбе. Не помню, кто посоветовал мне встретиться с коренным павловчанином Николаем Александровичем Мягковым, жившем на улице Шмидта. Несмотря на свой пенсионный возраст, он, как и раньше, продолжал успешно трудиться бухгалтером в тресте «Росинструмент». Не менее важной этот человек считал и свою общественную деятельность председателя уличного комитета. О том, как старательно он её выполнял, было видно по порядку на «подведомственной» ему территории.
Встретившись с Николаем Александровичем, я открыл для себя очень интересного человека. Он отличался особой вежливостью, присущей людям старой закалки. Беседу вёл свободно, глядя на собеседника своим проницательным взором. Его слова были вескими, глубокими, аргументированными. Худощавая, собранная фигура говорила о том, что он не был чужд физической работы, а глубокие морщины на лице были следствием нелёгких детства и юности, совпавших с русско-японской, первой мировой и гражданской войнами. Да и Великая Отечественная не прошла мимо него. Служил в тыловых ­войсках в Арзамасе.

ГЛАВНОЕ УВЛЕЧЕНИЕ – ГАЗЕТА

Николай Александрович рассказал мне о своём самом главном увлечении, о том, как он в 1935 году начал выпускать уличную газету–витрину, просуществовавшую до самой вой­ны. У него для этого были все необходимые знания и умения, а главное – желание. Он хорошо знал историю и географию, литературу и естествознание, был влюблён в природу павловского края, в широкую и чистую в то время матушку Оку, сестру Волги. Он постоянно был в курсе всех событий в стране и за рубежом. Кроме того, умел неплохо рисовать и столярничать. Не лишён он был и дара сочинительства. В общем, никакая работа не отбивалась от его рук.

ВЕРНЫЙ ПОМОЩНИК

В тот год, приходя со службы домой, каждый вечер, едва успев поесть, начинал он что-то старательно выпиливать, вырезать, строгать, сколачивать, склеивать, писать и рисовать. А когда недели через две всё было, наконец, готово, его жена Антонина Степановна, не раз в шутку ему выговаривавшая, что он забыл детей, её и хозяйство, трудясь над чем-то, по её мнению (которое она, впрочем, вскоре круто изменила), несерьёзным, первая ахнула от удивления, увидев написанную им газету, помещённую в аккуратную застеклённую витрину.
Крайне удивлены были и павловчане, когда увидели на углу улиц Шмидта и Куйбышева большую, красивую и со вкусом оформленную газету-витрину. Название – «Репродуктор» – как нельзя лучше к ней подходило: газета ярко и правдиво отражала окружающую жизнь – семьи, улицы, города, страны и всего мира, громогласно звала изменить её так, чтобы идти в ногу с новым временем.
Многих читателей, по­стоян­но толпившихся около газеты, она привлекала не только внешним видом, но и богатым содержанием, действенностью и злободневностью. В ней почти ежедневно появлялись новые заметки, сообщавшие о только что происшедших событиях. В общем, она была верным помощником городской газеты «Павловский металлист», её младшей сестрой. И не случайно в журнале «Рабоче-крестьянский корреспондент» в № 21 за 1936 год была помещена фотография, изображающая уличную газету и её редактора Н. А. Мягкова.

Много внимания газета–витрина уделяла детворе школьного и дошкольного возраста, стараясь отвлечь её от вредных привычек, прививать любовь к художественному творчеству, природе, людям, животным.

О ЧЁМ СООБЩАЛ «РЕПРОДУКТОР»

В газете освещались вопросы спорта, гигиены, быта, жизни за рубежом, общественной жизни активных домохозяек, подписки на заём. Помещались мудрые изречения, описания жизни замечательных людей, диаграммы, фотоснимки, вырезки из центральных газет на интересные темы (в то время газеты выходили ещё не таким большим тиражом, как позже, были многим недоступны), статьи любительниц кулинарии, ребусы, загадки. Отводилось место и павловским модницам, описывавшим, как из простого материала сшить красивое платье.
Газета–витрина ратовала за лучшее содержание квартир и домов, чистоту улиц и дворов, боролась с алкоголизмом, детской безнадзорностью, пропагандировала детскую литературу, призывала граждан заниматься озеленением города, цветоводством.
Газета умела менять свой облик, делаясь то весёлой и оживлённой в праздничные дни, то строгой и печальной в дни памяти Ленина, Горького, Пушкина и других замечательных людей.

АКТИВ

Сам обладая недюжинным художественным вкусом и умением, редактор газеты Мягков оказался замечательным организатором, вокруг которого образовался большой актив читателей и корреспондентов из среды домохозяек, рабочих, врачей, учителей, инженеров и техников, военнослужащих, школьников. О большом размахе работы говорил тот факт, что только за один 1936 год в газете было помещено более 750 фотоснимков, а детских рисунков за полгода было прислано 1254.
Однажды редактор собрал всех детей (он их очень любил), умевших рисовать, и сказал:
– А ну, ребята, конкурс на лучший рисунок объявляю!
Старания юных художников после этого удвоились: так им хотелось завоевать премию, выделенную общественностью. Самые активные и умелые – их было тринадцать – даже сфотографировались на память перед уличной газетой вместе со своим учителем Мягковым и директором Дома пионеров Емельяновым. На коленях у ребят лежал плакат с надписью: «Учитесь рисовать, чтобы активно служить народу в качестве художников» (на фото). Николай Александрович был организатором выставок детских рисунков в Доме пионеров.

ФОТОГРАФ ПЧЁЛКИН

В том же 1960 году мне удалось встретиться и поговорить с заведующим Павловской фотографией Павлом Петровичем Пчёлкиным.
– Мне было 13 лет, когда я и многие мои сверстники ­увлеклись рисованием, – вспоминал Пчёлкин. – Мы делали рисунки для газеты–витрины. Опустишь, бывало, своё произведение в ящик около витрины и с нетерпением ждёшь его появления в газете. Некоторые из нас полюбили рисование и фотографию на всю жизнь, стали профессионалами.
Как сложилась дальнейшая судьба Павла Пчёлкина? Учась в школе, он посещал фотокружок в Доме пионеров, ­овладел фотографией и перед войной стал фотографом. Вернувшись с фронта, до 1961 года был заведующим Павловской фотографией, а затем, до ухода на пенсию, работал в фотолаборатории нынешнего «Гидроагрегата».

ХУДОЖНИК ТАРАБАКИН

Среди активных мальчишек был и Виктор Тарабакин, ученик школы № 2. Он, как и другие, посещал изостудию в Доме пионеров, рисовал умело и самозабвенно. В 1937 году он нарисовал эскиз плаката «Наши кандидаты в депутаты», где были изображены Уралов и Чкалов. И каковы же были радость и гордость юного художника, когда ему прямо на уроке, в присутствии всех учеников седьмого класса, вручили Почётную грамоту и приз – годовую подписку на журнал «Юный художник».
Павловчане любят и знают картины Виктора Алексеевича Тарабакина. Он – участник многих городских, областных, республиканских и всесоюзных выставок, на которых он всегда получал признание и добрые отзывы посетителей.

ХУДОЖНИК МИХАЙЛЫЧЕВ

В 1937 году в школах города и района широко отмечалось 100-летие со дня смерти Пушкина. Особо отличился ученик 7 класса школы имени Ленина Юрий Михайлычев, который часто давал рисунки в «Репродуктор». За серию иллюстраций к произведениям Пушкина ему тоже была вручена годовая подписка на журнал «Юный художник».
В 1940 году пятеро юных художников подали заявления в Горьковское художественное училище. Были приняты двое: Юрий Михайлычев и Виктор Спирин. Остальные не прошли по конкурсу из-за не совсем высоких оценок по общеобразовательным предметам. Проучились они только год. Началась война, обоих взяли на фронт.
Юрий Иванович Михайлычев вернулся домой в 1944 году инвалидом второй группы. Жизнь в то время была тяжёлой, да и здоровье не позволяло ему возвратиться в училище. Но духом не падал, стал художником–оформителем в кинотеатре «Спартак» и драм­театре имени Горького. Окончив в 1950 году Московские заочные художественные курсы, работал преподавателем черчения и рисования в педучилище и школе имени Ленина. После этого поступил электриком на завод «Восход», всё время занимался художественным творчеством, писал акварелью и маслом, делал карандашные рисунки, был участником многих выставок. До сего времени в «Павловском металлисте» появляются его рисунки, выполненные тушью.

СУДЬБЫ СВЕРСТНИКОВ

Пчёлкин, Тарабакин и Михайлычев рассказали мне о судьбе некоторых сверстников, с которыми сфотографировались перед «Репродуктором». Виктор Васильевич Спирин отличился во время войны, стал крупным военачальником, живёт на Украине. Через многие испытания прошёл Вадим Иванович Боков. После войны он преподавал физику в школе имени Ленина, был там завучем по производственному обучению.
Погибли на фронте талантливые художники Протасий Михайлович Фролов, Владимир Дмитриевич Котов, Пётр Мутовкин. Умерли участники войны Борис Александрович Бухвалов, Иван Васильевич Епифанов, которого сверстники почему-то звали Мишей. Скончался и Сергей Иванович Смольянинов.

ЕГО ДЕВИЗ

А какова судьба самого Николая Александровича Мягкова? После войны, вернувшись домой, он трудился в «Росинструменте». Ставил вопрос о том, чтобы вновь выпускать уличную газету, но дело не пошло. Умер он в 1975 году. Скончалась и его жена Антонина Степановна, которая тоже была активной общественницей, несколько раз избиралась депутатом Городского совета.
В своей жизни Николай Александрович следовал муд­рым изречениям древних писателей и поэтов прошлого, именитых современников. Девизом его жизни стали слова писателя Михаила Пришвина: «Правды надо держаться – истину надо искать».

НАСЛЕДИЕ

О судьбе четверых сыновей и двух дочерей Мягковых, которые выросли трудолюбивыми, порядочными людьми, корреспонденту «ПМ» рассказала младшая дочь Людмила. Вячеслав был военным моряком и погиб на Чёрном море в 1946 году. Марк в конце 1944 года поступил в военное училище, служил в армии до 1973 года, а затем вернулся домой, работал в автомеханическом техникуме. Он унаследовал от отца склонность к художественному творчеству, хорошо рисовал. Руф прошёл путь от рабочего до начальника производства на Механическом заводе имени Кадышева. Евгений, Муза и Людмила работали на заводе «Восход». А вот дома Мягковых на улице Шмидта давно нет, его снесли при строительстве новых зданий.

Подготовила Лариса ПИКИНА
Фото предоставлено Людмилой Мягковой