Он – Эйнштейн, и это не лечится. Разговор с психологом о детях-аутистах

/ Октябрь 27, 2020/ Семья

Знакомая рассказала, что у её подруги сын гениально собирает всяческие головоломки, но может забыть, как глотать, что ребёнка из-за этого нельзя оставить одного без присмотра… Оказалось, малыш – аутист. Понятие до сих пор для многих загадочное. А многие считают, что аутисты – просто замкнутые в себе люди, закрытые от внешнего мира, необщительные, но никак не серьёзно больные. Оказывается, проблема гораздо глубже и усугубляется тем, что аутизм, как и многие другие ментальные расстройства, не лечится. Но, как говорят специалисты, с ним можно жить и даже вполне качественно. Обо всём этом мы поговорили с психологом-дефектологом Татьяной СОКОЛОВСКОЙ.

ЧЕЛОВЕК ВНУТРИ СЕБЯ

– Татьяна, всё же какие они, эти люди с непонятным для большинства из нас диагнозом «аутизм»?

– Посмотрите фильм «Человек дождя» – пожалуй, самый яркий художественный образ, наглядно показывающий, какие они, эти люди, каково рядом с ними.
Для начала объясню, что же такое «аутизм». Это расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений: человек никогда не показывает свои эмоции, не жестикулирует, не разговаривает с окружающими, а в его действиях зачастую отсутствует социальный смысл.

– Как аутист воспринимает окружающий мир?

– Как правило, не может соединить в одну цепочку детали каких-либо действий, отличать одушевлённые предметы от неодушевлённых, а человека видит не как единое целое, а в качестве «набора» отдельных частей тела. Его всё раздражает: прикосновения, свет, звук, тесный контакт, – поэтому больной чаще всего замыкается в себе и отказывается общаться даже с близкими людьми.

СИНДРОМ КАННЕРА

– Но часто маленькие дети долго не разговаривают, бывают мало эмоциональны. Как же понять, аутизм это или просто вот такой замкнутый малыш?

– Чаще всего этот диагноз ставят детям в возрасте от трёх до пяти лет и называют его РДА (ранний детский аутизм), или синдром Каннера. Клинические проявления заболевания, как и принципы лечения, зависят от его формы и чаще всего проявляются в нарушении мимики, жестов, громкости и внятности речи.

Самые первые сигналы родителям о том, что у дочки или сыночка ранний аутизм, – нарушение социального взаимодействия и коммуникации, стереотипное поведение.

– А что раньше трёх лет может насторожить в поведении малыша?

– В первые месяцы жизни такие мальчики и девочки меньше интересуются яркими игрушками, чем сверстники, менее подвижны, у них скудная мимика. По мере взросления (в пять-шесть месяцев) груднички с аутизмом практически не интересуются находящимися рядом предметами, не пытаются их схватить, при этом мышечный тонус рук развит нормально.

ИЗ-ЗА ЧЕГО?

– Татьяна, а какие есть особенные внешние признаки?

– В большинстве случаев дети-аутисты хорошо развиты физически, с приятной внешностью, так что по виду невозможно сказать, что у этого малыша какое-либо заболевание нервной системы.

– Из-за чего человечек заболевает этим?

– Точные причины аутизма неизвестны специалистам. Однако выделяют ряд факторов, которые могут способствовать развитию заболевания: ДЦП, кислородное голодание плода, инфекционные заболевания (краснуха, цитомегаловирус) во время беременности или в ходе родов или ожирение у матери, наследственная предрасположенность.

ПОСМОТРИ В ГЛАЗА

– Даже неговорящие дети пытаются наладить контакт глазами.

– Да. Но не аутисты! Если ваш годовалый карапуз не смотрит на вас при обращении к нему, не реагирует на речь, не смеётся, когда вы пытаетесь его насмешить или, наоборот, начинает смеяться ни с того ни с сего, – насторожитесь и обратитесь к специалисту. Правда, если мама выпадет из вида, такой ребёнок начнёт беспокоиться.

– Вы сказали и о том, что такие детки не жестикулируют.

– Могут, но мало, и лишь только, когда им нужно что-то от вас получить.

– Говорят, и общение, и игры с другими детьми этим малышам не помогают.

– Увы. Такой ребёнок не способен контактировать с одногодками: другие дети его просто не интересуют. Малыш-аутист всегда находится в стороне от других детей и предпочитает играть самостоятельно, а любые попытки присоединиться к его играм заканчиваются истериками и капризами.

Играть аутист тоже не особо способен – точней, игры его без сюжета, игрушки не воспринимаются как целостные предметы: например, может интересовать только колесо от машинки, которое такой мальчишечка будет часами крутить, вместо того, чтоб с удовольствием катать машину.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ АУТИЗМА У ДЕТЕЙ

  • Проведение тестов со специальными опросниками.
  • УЗИ головного мозга – позволяет выявить или исключить повреждения и аномалии строения головного мозга, которые могут провоцировать симптомы заболевания.
  • ЭЭГ (электроэнцефалограмма) – проводят с целью выявления эпилепсии, так как иногда аутизм может проявляться эпилептическими припадками.
  • Осмотр ребёнка отоларингологом и проверка слуха – это необходимо для исключения задержки развития речи из-за тугоухости.

МАША СПАТЬ

– Дальше, понятно, – больше. Что происходит с таким особенным ребёнком, когда он становится старше?

– Выраженная задержка речевого развития или мутизм (полное отсутствие речи). Начнёт ли ребёнок после пяти лет говорить и как, зависит от тяжести течения заболевания. При запущенной тяжёлой форме аутизма может вообще не заговорить или обозначать свои потребности короткими словами: кушать, пить, спать. В большинстве случаев речь, если и присутствует, то не связная, предложения лишены смысла и представляют собой набор слов. Многие аутисты говорят о себе в третьем лице: «Маша спать. Маша играть».
Наблюдается аномальная речь. Если задать вопрос, ребёнок может лишь повторить последние слова или ответить что-то, не имеющее отношения к теме. В большинстве случаев дети-аутисты не реагируют даже на собственное имя, когда их кто-то зовёт.

СТЕРЕОТИПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ДЕТЕЙ-АУТИСТОВ

  • Концентрация внимания на одном занятии – зацикленность. Ребёнок может на протяжении нескольких часов строить башню, крутить колесо от машинки, собирать один и тот же пазл. Отвлечь внимание на что-то другое очень сложно – практически невозможно.
  • Выполнение ежедневных ритуалов – дети-аутисты чувствуют дискомфорт и беспокойство, если привычная для них обстановка изменяется. Такие изменения, как перестановка мебели в комнате, переезд в новую квартиру, могут спровоцировать у малыша глубокий уход в себя или выраженную агрессию.
  • Повторение определённых движений много раз подряд – при стрессе или при попадании в непривычную обстановку ребёнок с аутизмом может бессмысленно повторять много раз одни и те же движения: качать головой, раскачиваться в стороны, теребить пальцами.
  • Развитие страха – при часто повторяющихся стрессовых ситуациях у такого ребёнка возникает агрессия даже по отношению к самому себе.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

– А как учатся такие дети?

– В большинстве случаев, у таких малышей заметна лёгкая умственная отсталость. Аутичные дети плохо учатся в школе, не запоминают материал, не могут концентрировать внимание на уроках – всё это вызвано наличием аномалий и дефектов головного мозга.

Если аутизм вызван хромосомными аномалиями развития, микроцефалией или эпилепсией, то у ребёнка развивается глубокая умственная отсталость. Главной особенностью данного заболевания у детей является избирательный интеллект. Это означает, что больные дети могут проявлять отличные успехи в рисовании, математике, чтении, музыке, но при этом существенно отставать по другим предметам.

ИНТЕРЕСНО

Существует понятие «савантизм» – это состояние, когда аутичный ребёнок или взрослый очень одарены в какой-либо конкретной области. Известны случаи, когда аутисты могли точно воспроизвести мелодию, которую слышали всего один раз или быстро вычислить в уме сложные примеры. Самыми знаменитыми аутистами мира являются Альберт Эйнштейн, Вуди Аллен, Энди Кауфман.

ПОДРАЖАЙТЕ МАЛЫШУ!

– Как же происходит коррекция аутистических нарушений?

– Всё делается поэтапно. Конечно, потребуется немало терпения. Формируют навыки, необходимые для общения с окружающими. Постепенно, медленно и уверенно, развивают зачатки речи. Родители учатся подражать малышу, внимательно наблюдают за малейшими изменениями в его состоянии. Вовремя устраняют поведенческие нарушения, которые являются неконструктивными, – агрессию по отношению к самому себе, страхи, уход в себя. Учат играть в ролевые игры и устанавливать эмоциональный контакт.

У такого ребенка должен быть строгий распорядок дня, нарушать который ни в коем случае нельзя.

Родители деток-аутистов должны понимать, что это отнюдь не приговор. Правильный уход за малышом, создание и обеспечение благоприятной обстановки в семье и регулярные занятия со специалистами помогают такому ребёнку вырасти полноценным, получить образование и создать семью.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ-АУТИСТОВ

  • Вам следует регулярно консультироваться со специалистами – психологом, логопедом, психотерапевтом.

  • Вы должны чётко осознать, что ваш ребенок не такой, как другие.

  • Вам следует максимально позаботиться о создании благоприятной обстановки для ребёнка, чтобы он мог полноценно развиваться и существовать в обществе – стресс и постоянные перемены окружающего мира способны сильно усугубить состояние малыша.

Полина МОРОЗОВА
Рисунок Дианы ЮРИНОЙ
Инфографика Алёны ОКУНЕВОЙ
Кадр из фильма «Человек дождя»