Первый директор десятой

/ Январь 20, 2021/ Заглянуть в прошлое

Смелый, решительный, настойчивый, трудолюбивый, требовательный, справедливый, сильный духом и характером Александр Антонов всегда оставался лидером. Быть во всём принципиальным, дисциплинированным, ответственным помогала военная закалка. В учительской среде его звали «строитель», так как он руководил строительством первого здания школы № 10 и школы-интерната на Северном посёлке.

ИЗ СЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ

Александр родился в белорусской деревне в сентябре 1918 года. Кроме него, в семье была старшая дочь. Время трудное, тяжело жилось в деревне. Родителям приходилось много работать, чтобы обеспечить семью всем необходимым и накормить детей. Отец в 1920 году погиб. Матери пришлось самой поднимать на ноги двух детей. Невозможно было справиться и с большим хозяйством.

С малолетнего возраста детей воспитывал отчим. Вместе с ним в доме появились сводные брат и сестра. Семья стала многодетной. Ребят приучали к домашней работе, готовили к жизни.

НАВСТРЕЧУ МЕЧТЕ

Саша рано ушёл из дома, окончив семилетнюю школу. Ушёл, чтобы осуществить свою мечту – стать учителем. Он уехал в Могилёв и самостоятельно поступил в педагогическое училище. Позднее Антонов окончил Горьковский пединститут.

Первый шаг во взрослую жизнь был сделан осознанно – Александр хотел получить достойное образование. Юноша знал, что будет трудно, голодно, но он всё преодолеет. У него хватило смелости и решительности уйти из дома, потому что не боялся сложностей, встреч с новыми людьми, незнакомой жизни в большом городе, учёбы в училище. Он был трудолюбив, настойчив, воспитан в уважении к людям и упорства не занимать. Два года пролетели быстро – диплом был получен.

ЗАКАЛКА ДУХА

В армию Александра призвали уже дипломированным педагогом. Служба проходила на Дальнем Востоке. Было непросто: тяжёлые климатические и бытовые условия, однообразная пища, нехватка витаминов, плохое обмундирование и ещё многое другое пришлось перенести.

Было много и хорошего: командование ценило молодого солдата за его образованность, организаторские способности, умение ладить со всеми сослуживцами. Ему многое доверяли. А сам он на примере своих командиров учился быть требовательным и справедливым, принципиальным, выдержанным, дисциплинированным, сильным духом и характером. Служба шла неплохо и близилась к завершению. Если бы не грянула беда…

ПУТИ ВОЕННЫЕ

Началась Великая Отечественная война. Александра Юрьевича, как грамотного и ответственного человека, направили на краткосрочные курсы политсостава, по окончании которых распределили в одну из воинских частей. Потом перевели в Горький (ныне – Нижний Новгород). Его воинская часть располагалась в Красных Казармах – военном городке со складами, и ремонтными цехами, и даже пулемётно-миномётным училищем, сформированным в 1942 году.

Старший лейтенант Антонов участвовал в разгроме банд «лесных братьев» в прибалтийских республиках, как политрук вёл большую пропагандистскую работу в воинских частях, приближая победный день. Его жизненный опыт добавлял мудрости при решении судьбоносных задач. Он всегда знал, чего хочет, несмотря на молодость: ему ещё не было 30 лет.

ПРИШЛА ЛЮБОВЬ

В 1944 году в Нижнем Новгороде Саша познакомился со студентками медицинского института. Хотя и мало было свободного времени, но он изредка приходил к ним в гости в общежитие. Сначала общались всей компанией. Александр приглашал девушек на прогулки, в кино. А сам присматривал ту, которая станет единственной в жизни.

И вот однажды он прислал записку самой красивой и обаятельной рыжеволосой Антонине с приглашением в гости к своим друзьям. Девушка училась на третьем курсе, была заводилой в группе и ещё не думала о серьёзных отношениях. Сначала она хотела отказаться от этого визита, да и подходящего наряда для такого случая у неё не было. Денег хватало только на питание, а об одежде, да ещё хорошей, нечего было и думать. Но, как водится в девичьем коллективе, её принарядили подруги.

С этого визита и началась дружба Александра и Антонины. Теперь он приходил только к ней. Всегда был очень внимательным, заботливым, и это всё больше подкупало девушку. При встречах он всегда интересовался, как она питается: военные годы были полуголодными, особенно для студентов. А ведь надо было не только существовать, но ещё и учиться. Заботы молодого человека были оправданы.

ПЕРЕЖИТЬ БЛОКАДУ

Антонина не сразу стала учиться в Нижнем Новгороде. Уехав из дома (из Павлова) в 1939 году, она проучилась в Ленинградском медицинском институте два года. Только в апреле 1942 года была эвакуирована из блокадного города.

Там она жила на очень скудном пайке, не досыпала: дежурила по ночам в госпитале. В свободное от ночных дежурств время охраняла на крышах здания от фугасок.

Тяжело жили ленинградцы во время блокады. Каждые 10–15 минут вражеские самолёты бомбили улицы, а людей расстреливали на бреющем полёте. Жители города не умывались, не мылись и не раздевались месяцами: не было света, тепла, воды, канализации. Окна в зданиях были в основном выбиты, и закрывали их подушками или ветошью.

На день выдавали 125 граммов хлеба, который рассыпался уже в руках. Питались в основном чечевичной кашей. Вместо супа давали дрожжи, сваренные в воде. В некоторые дни оставались без еды. Оголодавшие, обессиленные люди умирали прямо на улице. Трупы убирали специальные группы, но не каждый день.

Ладожскую «дорогу жизни» Антонина Александровна прошла благополучно: машина не попала в полынью, немцы не бомбили: помогла пасмурная погода. Впервые эвакуированных нормально накормили на другой стороне Ладоги. А дальше был поезд и остановки, на которых ленинградцев кормили в столовых по эвакуационным листам. Поел один раз и получил печать, а есть ещё хотелось. И столовские работники жалели и кормили их повторно, закрывая глаза на стёртые и замусоленные печати.

Память не могла стереть страшных дней, пережитых молодой девушкой в 20 лет. На всю жизнь в её памяти осталось стихотворение, написанное поэтом Юрием Вороновым в честь снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года.

За залпом залп гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол–Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют.
Сегодня ленинградцы плачут.

Как военный человек, Александр понимал, что пережила его девушка. Ему всегда хотелось ей помочь, защитить её. Он частенько делился с ней своим военным пайком.

ВМЕСТЕ НАВСЕГДА

Молодой, эрудированный, заботливый, влюблённый офицер всё больше входил в жизнь умной, жизнерадостной девушки, настойчиво приближая день свадьбы. В январе 1945 года они поженились. Всё было очень скромно: ни пышных нарядов, ни огромного количества гостей. Только они вдвоём.

Семейная пара переселилась на съёмную квартиру. Время летело быстро. Антонине, коренной павловчанке, до окончания института оставался год. Он был счастливым не только для молодой семьи, но и для всей страны: кончилась война. А у Антоновых появился первенец.

Демобилизовался Александр. Антонина по окончании института получила направление на работу в свой любимый город Павлово. Так молодая семья в 1946 году переехала на новое место. И ничего, что дипломированный врач ходит в бежевом пальто и бурках–самошивках, на которые в сырую погоду надевает резиновые калоши–лягушки, склеенные из шин автомобиля, а офицер всегда в военной форме. Это лишь вопрос времени.

В Павлове они прожили в любви и согласии, в семейном счастье 46 лет. За это время построили дом, воспитали двух сыновей, помогали растить четырёх внуков и двух правнуков.

НОВЫЕ ЗАДАЧИ

Первым местом работы Антонова был Завод автотракторного инструмента.На это молодое предприятие требовались квалифицированные кадры. Грамотного офицера приняли на должность начальника отдела рабочего снабжения. В задачу подразделения входило обеспечение работников завода продуктами питания, спецодеждой и обувью. Это было непросто, ведь лёгкая промышленность ещё только налаживалась после войны. Но офицер запаса успешно справился.
Контролёр отдела технического контроля Ия Николаевна Табанакова вспоминала такой случай:

– Отдел рабочего снабжения очень был нужен на заводе. Именно он помогал семьям рабочих выживать в то полуголодное время. Я одна воспитывала сына. Однажды меня в кабинет вызвал начальник ОРСа. Сначала я растерялась, а потом познакомилась с Александром Юрьевичем. Как и многие мужчины тогда, он ходил в гимнастёрке и галифе. Он культурно пригласил меня сесть за стол и пододвинул лист бумаги и ручку. Я написала заявление на выдачу моей семье вилка капусты. Александр Юрьевич подписал заявление, а на складе мне выдали бесценный по тем временам овощ. Домой я шла, ощущая себя богачкой.

С МОЛОДЫМИ ИНТЕРЕСНО

Следующее место работы – ремесленное училище № 19 при Заводе автотракторного инструмента. Он – заместитель директора по политической части. Как близка ему эта работа, как интересно с молодым поколением!

Училище в то время готовило очень нужные кадры: слесарей-инструментальщиков, токарей, расточников, фрезеровщиков, строгалей. Война забрала многих мужчин-заводчан, и молодая смена мастеровых людей было ой как необходима. Кадры готовили как для города, так и для области. А изготовленный на заводе инструмент не задерживался на складах.

Александр Юрьевич знал, что молодые кадры вольют новую энергию в процветание предприятия. Будет успешно работать завод – будут хорошо жить люди. А благополучие людей было заботой всей его жизни. Можно сказать, что офицер Антонов был снова на передовой линии, только теперь народного образования, работая, как всегда, с большой ответственностью.

В 1948 году училище было закрыто, производство инструмента передано на другое предприятие. Завод перепрофилировали на выпуск автобусов.

ВОСПОЛНИТЬ ПРОБЕЛЫ

Антонова назначили в школу рабочей молодежи № 2. Целых два года он восполнял пробелы в знаниях молодого поколения. Он приветствовал упорство своих подопечных в изучении предметов и относился к ним с большим уважением. Каждый из них шёл в эту школу после рабочего дня.

Не у всех получалось завершить образование. Выдерживали только самые целеустремленные и настойчивые. Рабочие-ученики часто недосыпали, недоедали, не успевали как следует отдохнуть, но продолжали учиться. Понимали, что без знаний – никуда.

Встречаясь со своими учениками, Александр Юрьевич часто вспоминал свою трудную молодость. Конечно, он, старший наставник, хотел дать им как можно больше знаний, понимая, что работает на их будущее. Не исключено, что многие из парней и девчат потом получат более значимое профессиональное образование. И он снова помогал молодым подняться на более высокую ступень развития и образования.

В ШКОЛУ!

В это же время он активно работал в лекторской группе горкома партии. Его интересные выступления слушали на предприятиях города, он грамотно рисовал политическую обстановку в стране и за рубежом.

И с 30 августа 1950 года и на следующие два с половиной года Антонов – инструктор горкома партии. Время ещё было непростое, хотя и прошло уже пять лет со дня окончания войны. Постепенно восстанавливали народное хозяйство, медицину, образование, культуру, спорт. За день надо было решить много разноплановых задач, встретиться с большим количеством людей, выполнить еще массу рабочих дел. Здесь ещё больше проявились организаторские и хозяйственные способности Александра Юрьевича. Здесь он познакомился с Фёдором Яковлевичем Епишиным, который работал заведующим отделом агитации и пропаганды. Им вместе приходилось решать многие организационные вопросы. Два офицера запаса впоследствии вместе открывали школу № 10.

Работать в горкоме было интересно: широкий круг общения, участие в решении многих важных задач. Но все же в душе Александр Юрьевич больше был учителем. Поэтому был очень раз очередному назначению – директором школы № 3.

ВСЁ ПО ПЛЕЧУ

И снова глобальные задачи – слияние женских и мужских школ, введение преподавания военного дела. Трудно? Конечно! А разве этот человек искал когда-нибудь лёгкой работы?

За короткий срок работы в школе создан работоспособный, дружный педагогический коллектив, которому по плечу любые новые задачи. Налажена дисциплина учащихся. Создано детское самоуправление в помощь учителям.

Из воспоминаний учителя математики Маргариты Фёдоровны Жбанниковой:

– Александр Юрьевич на работу ходил в военной одежде. Это магически действовало на учеников, особенно вызывало уважение у мальчишек. Они знали, что директор – ветеран Великой Отечественной войны. И он уважительно относился к каждому ученику и часто использовал детское самоуправление для воспитательных целей с «трудными» подростками.

Мне нравилось, что Александр Юрьевич и в учителях воспитывал уважительное отношение не только к учащимся, но и к их родителям. Он был требовательным директором, постоянно следил за дисциплиной. Мы, учителя, удивлялись, как он узнавал о проделках учеников. Директор не оставлял без внимания ни один проступок.

Педагоги школы № 3 долго вспоминали Антонова как прекрасного руководителя. Много он помогал молодым учителям, только приступившим к работе после окончания вуза. В школе при нём была спокойная, добрая атмосфера. Традиции, которые были заложены при этом директоре, поддерживали многие годы.

БУДЕМ СТРОИТЬ

А в это время полным ходом, ударными темпами уже шло строительство новой школы на посёлке автобусостроителей. В заводе организовали отдел капитального строительства, которым руководил грамотный инженер – строитель Богдан Яковлевич Лотыш. А главным инженером был Борис Иванович Горшков. Они и возглавляли строительство новой школы.

Отрывать грамотных специалистов от производства возможности не было. А на стройке должен быть руководитель-смотритель. Вот тогда и предложили Александру Юрьевичу контролировать этот объект. Антонова приняли на Автобусный, и на время он стал заводчанином.
Построить здание, оборудовать кабинеты, подобрать подходящие кадры педагогов и обслуживающего персонала – на выполнение этих задач ушло два с половиной года. Потом Александра Юрьевича снова приняли на работу в гороно и назначили директором вновь открытой школы № 10.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

И вот на бывшем пустыре поднялась красавица-школа. Государственная комиссия достойно оценила труд. Объект сдан. Укомплектован педагогический коллектив. А будущие ученики со своими родителями спешат подать заявления о приёме.

1сентября 1957 года состоялся долгожданный праздник. На торжественной линейке присутствуют представители Автобусного завода, города, области, родители, учащиеся. В старшие классы пришли ученики не только из Павлова, но и из ближних поселений – Тарки и Абабкова. Все классы со второго по восьмой были сборными – ребята собрались из разных школ города. Самыми старшими были восьмиклассники. Самые маленькие первоклассники смогут пройти здесь все десять классов.

За три года руководства новой школой Александр Юрьевич сформирован здесь творческий коллектив педагогов, организован учебный процесс. Развитие получили воспитательная и внеклассная работа. Укрепили материальную базу. Ученики – участники всех массовых городских соревнований и смотров, завоевывают призовые места. На пустыре за школой заложен парк имени 40-летия ВЛКСМ, посажены деревья в скверах перед школой, в школьном саду, оборудована первая в городе географическая площадка. Ввели летнюю трудовую практику старшеклассников как продолжение учебного производительного труда. Задумки директора, поддержка завода, творческая работа педагогов, энтузиазм учеников слитые воедино творили чудеса.

НАЧАТЬ СНАЧАЛА

Но неугомонный характер, и желание как можно больше сделать полезного для города и детей звали директора Антонова дальше, на следующую новостройку. В 1960 году он возглавил школу-интернат № 1 Павлова. По типовому проекту в комплекс входили три здания: школа и два общежития, а ещё подсобные помещения – котельная, прачечная, гараж на три машины и огромная территория, которую надо обустроить. Вот это хозяйство – начинай всё сначала!

Используя свой богатый опыт, Александр Юрьевич спокойно ведёт стройку. При нём достраивают первое общежитие. Именно в этом здании 1 февраля 1961 года начали жизнь и учёбу первые воспитанники школы-интерната.

Легко сказать начинают. А за этим словом стоит огромная работа по созданию материально-технической базы учреждения, по комплектованию педагогического коллектива и обслуживающего персонала, по формированию детского контингента. Нужно в срок достроить весь комплекс. Сколько надо решить вопросов за день – не сосчитать!

К 1 сентября 1965 года строительные работы все закончили. Школа-интернат, рассчитанная на 420 воспитанников, начала действовать в полном объёме. Александр Юрьевич успешно руководил учреждением 11 лет. Он заложил много традиций, при нём посадили фруктовый сад на территории школы-интерната. Антонов наладил связь с Автобусным заводом, который стал шефом школы-интерната и помогал в решении разных вопросов. Он выпустил в жизнь многих воспитанников, которые стали настоящими людьми, заняли высокие должности и с благодарностью вспоминали своего директора. Путёвку и жизнь и в педагогику он дал и многим учителям.

НИ ДНЯ БЕЗ ДЕЛА

В октябре 1978 года Александр Юрьевич вышел на заслуженный отдых по возрасту. Сидеть без дела он не мог, занимался внуками, очень любил работать в саду, гордился выращенным урожаем. Особой его любовью были гладиолусы разных цветов: самого редкого цвета – чёрного – были только в его саду. Дома на столе с весны до поздней осени стояла ваза с живыми цветами на радость любимой жене Антонине Александровне.
Александр Юрьевич Антонов ушёл из жизни на 73 году, оставив о себе самую добрую память в сердцах сотен людей.