Почему павловчанин Александр Баранов до сих пор «играет в машинки»: коллекция автобусов и не только

/ Ноябрь 8, 2021/ Наш человек!

Собирательство — это не просто обладание какими-то вещами. Это знания, которые человек приобретает, приобщаясь к истории или постигая красоту. Наш знакомый коллекционер — павловчанин Александр Баранов — каждый раз испытывает чувство победы и большой радости, когда очередной экземпляр становится неотъемлемой частью его многочисленного собрания. И этой радостью н делится с читателями «ПМ».

«АВРОРА» ПРИЕХАЛА

Мы уже бывали в гостях у Александра и рассказывали о его богатой коллекции моделей разных автомобилей. Говорили и о его мечте — по­лучить модель автобуса «Аврора», который несколько лет в начале 2000-х выпу­скали на ПАЗе. И вот за год до 90-летнего юбилея предприятия эта мечта сбылась.

— Многие коллекционеры давно хотели иметь её и до­ждались — модель заняла до­стойное место среди других автобусов ПАЗа. Правда, пока выпустили городской вариант автобуса (ПАЗ-4238), но у нас есть надежда, что будет ещё и модель той самой звёздной «Авроры» (ПАЗ-4230), и она тоже найдёт своё законное место в коллекциях, — поде­лился Александр
Баранов.

Каждая модель сопрово­ждается журналом с подроб­ной информацией: на каком заводе выпущен оригинал, назначение автомобиля или автобуса, редкие фотографии. Такой есть и с моделью «Ав­роры» — в нём ценные снимки не только самого автобуса, но и с конвейера, где идёт процесс сборки. Плюс бонус­ная статья «Секретный пазик» о выпуске специального автобуса для военных.

И ПАЗ, И ГАЗ

Пополнением стала не только «Аврора». Появился специализированный ПАЗ-762М, который исполь­зовался для газодымозащит­ной службы и как штабной автобус. Модификации его тогда сделали разные. Был он и в цветах МЧС. Модель обо­рудована мачтой освещения, лестницей, спецсигналом.

Ещё одно приобретение, особенное в год 800-летия Нижнего Новгорода, — модель «Чайки» (ГАЗ-14). Это лимузин в тёмно-вишнёвом цвете. Ав­томобиль-прототип был вы­пущен в 1976 году и подарен Горьковским автозаводом на 70-летие генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу. В таком цвете модель была единствен­ной — остальные чёрные

Появилась в коллекции и «Чайка» ГАЗ-13 — кабриолет, предназначенный для офи­циальных
мероприятий и па­радов. Такой автомобиль есть сейчас в музее ГАЗа.

Пополнение получила и коллекция автобусов: по­явился междугородный тури­стический «Икарус», первый советский междугородный «лайнер» — ЗИС-127 (един­ственный оригинал сохранился в Таллине) и маршрутка на базе «ГАЗели» — с нижего­родскими номерами.

35 модеnей разных ино­марок недавно nepeдan Аnександру один знакомый — щедрый подарок. Среди них — редкие Bentley и Aston Martin.

БЕСЦЕННЫЙ ДАР

Родственники автобустрои­теля Виктора Александрови­ча Тальникова передали Александру Баранову два фотоаль­бома на хранение. Снимки, которые вклеены на эти страницы, распечатаны ещё с со­ветских плёночных фотоап­паратов. Есть и чёрно-белые, и цветные. На них — старая главная проходная Автобус­ного завода, фотографии со­трудников предприятия, са­мые первые пять автобусов, выпущенные ПАЗом.

Есть разные модели па­зиков, в том числе «Турист» (его снимков осталось не так уж и много), «Ока», на котором впервые появилась эмблема автобусного завода — лилия. А вот тропический и северный варианты ПАЗ-672, скорая по­ мощь ПАЗ-653 (первая сани­тарная машина послевоенной эпохи). А ещё полнопривод­ный повышенной проходимости ПАЗ-3201, который исполь­зовался и как передвижная столовая. Автобус «Продукты» с нарисованным пингвином,
«Одежда», «Телевидение» — для обслуживания Олимпиады-80 и многие другие.

Есть такие ретроснимки, где пазики сфотографированы в таких районах Павлова, ко­торые уже
настолько сильно изменились, что невозможно или с большим трудом можно определить, что это за место. Жалко, что владелец не де­ лал подписей под фото — ма­териал бесценный.

Кроме альбома, коллек­ционеру передали пода­рочные брелоки, значки, карманные ножички и от­крывалки с символикой Автобусного завода, кото­рые выпускались к разным памятным датам (частично на Павловском заводе сувениров), чайный набор

Автобус с именем богини утренней зари Авроры, на выставке «КомТранс’2001» получил титул «Лучший отечественный автобус 2001 года».

 

ОТ МОТОЦИКЛОВ ДО «КРОКОДИЛА»

Познакомил нас Александр и с новой серией «Наши мо­тоциклы». Многие настолько известны, что в представ­лении не нуждаются: например, самый первый совет­ский железный «конь» — М1А, который выпускали в Москве, тогда ещё на велосипедном заводе, сразу после войны. А ещё «Иж», «Урал», «Днепр», «Ява», «Восход », М-72 (для военных). По этой серии мож­но проследить историю становления мотоциклострое­ния в стране Советов. Мотоциклы миниа­тюрные, но мно­гие детали у них подвижные. А у «Явы» откидывается подножка, чтобы можно было установить на диораму для большей наглядности.

Украшают коллекцию ЗИЛ 131-НВ (новый военный) — тягач в парадной расцветке. Тяжёлый танк «Объект 279» — такое название, потому что это был секретный объект, раз­работанный в 1957 году кон­структорским бюро в Ленин­ граде для труднопроходимых условий. Есть ЗИЛ-1ЗЗГЯ по прозвищу «Крокодил».

И хотя места на открытых стеллажах и на полках в шкафах остаётся всё меньше, ве­рим, что
Александр Баранов на этом не остановится и ещё не раз поделится с нами радо­стью от новых
приобретений.

Влада ПОЛЬСКАЯ

Фото автора и героя