Почему павловчанин Александр Баранов до сих пор «играет в машинки»: коллекция автобусов и не только
Собирательство — это не просто обладание какими-то вещами. Это знания, которые человек приобретает, приобщаясь к истории или постигая красоту. Наш знакомый коллекционер — павловчанин Александр Баранов — каждый раз испытывает чувство победы и большой радости, когда очередной экземпляр становится неотъемлемой частью его многочисленного собрания. И этой радостью н делится с читателями «ПМ».
«АВРОРА» ПРИЕХАЛА
Мы уже бывали в гостях у Александра и рассказывали о его богатой коллекции моделей разных автомобилей. Говорили и о его мечте — получить модель автобуса «Аврора», который несколько лет в начале 2000-х выпускали на ПАЗе. И вот за год до 90-летнего юбилея предприятия эта мечта сбылась.
— Многие коллекционеры давно хотели иметь её и дождались — модель заняла достойное место среди других автобусов ПАЗа. Правда, пока выпустили городской вариант автобуса (ПАЗ-4238), но у нас есть надежда, что будет ещё и модель той самой звёздной «Авроры» (ПАЗ-4230), и она тоже найдёт своё законное место в коллекциях, — поделился Александр
Баранов.
Каждая модель сопровождается журналом с подробной информацией: на каком заводе выпущен оригинал, назначение автомобиля или автобуса, редкие фотографии. Такой есть и с моделью «Авроры» — в нём ценные снимки не только самого автобуса, но и с конвейера, где идёт процесс сборки. Плюс бонусная статья «Секретный пазик» о выпуске специального автобуса для военных.
И ПАЗ, И ГАЗ
Пополнением стала не только «Аврора». Появился специализированный ПАЗ-762М, который использовался для газодымозащитной службы и как штабной автобус. Модификации его тогда сделали разные. Был он и в цветах МЧС. Модель оборудована мачтой освещения, лестницей, спецсигналом.
Ещё одно приобретение, особенное в год 800-летия Нижнего Новгорода, — модель «Чайки» (ГАЗ-14). Это лимузин в тёмно-вишнёвом цвете. Автомобиль-прототип был выпущен в 1976 году и подарен Горьковским автозаводом на 70-летие генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу. В таком цвете модель была единственной — остальные чёрные
Появилась в коллекции и «Чайка» ГАЗ-13 — кабриолет, предназначенный для официальных
мероприятий и парадов. Такой автомобиль есть сейчас в музее ГАЗа.
Пополнение получила и коллекция автобусов: появился междугородный туристический «Икарус», первый советский междугородный «лайнер» — ЗИС-127 (единственный оригинал сохранился в Таллине) и маршрутка на базе «ГАЗели» — с нижегородскими номерами.
35 модеnей разных иномарок недавно nepeдan Аnександру один знакомый — щедрый подарок. Среди них — редкие Bentley и Aston Martin.
БЕСЦЕННЫЙ ДАР
Родственники автобустроителя Виктора Александровича Тальникова передали Александру Баранову два фотоальбома на хранение. Снимки, которые вклеены на эти страницы, распечатаны ещё с советских плёночных фотоаппаратов. Есть и чёрно-белые, и цветные. На них — старая главная проходная Автобусного завода, фотографии сотрудников предприятия, самые первые пять автобусов, выпущенные ПАЗом.
Есть разные модели пазиков, в том числе «Турист» (его снимков осталось не так уж и много), «Ока», на котором впервые появилась эмблема автобусного завода — лилия. А вот тропический и северный варианты ПАЗ-672, скорая по мощь ПАЗ-653 (первая санитарная машина послевоенной эпохи). А ещё полноприводный повышенной проходимости ПАЗ-3201, который использовался и как передвижная столовая. Автобус «Продукты» с нарисованным пингвином,
«Одежда», «Телевидение» — для обслуживания Олимпиады-80 и многие другие.
Есть такие ретроснимки, где пазики сфотографированы в таких районах Павлова, которые уже
настолько сильно изменились, что невозможно или с большим трудом можно определить, что это за место. Жалко, что владелец не де лал подписей под фото — материал бесценный.
Кроме альбома, коллекционеру передали подарочные брелоки, значки, карманные ножички и открывалки с символикой Автобусного завода, которые выпускались к разным памятным датам (частично на Павловском заводе сувениров), чайный набор
Автобус с именем богини утренней зари Авроры, на выставке «КомТранс’2001» получил титул «Лучший отечественный автобус 2001 года».
ОТ МОТОЦИКЛОВ ДО «КРОКОДИЛА»
Познакомил нас Александр и с новой серией «Наши мотоциклы». Многие настолько известны, что в представлении не нуждаются: например, самый первый советский железный «конь» — М1А, который выпускали в Москве, тогда ещё на велосипедном заводе, сразу после войны. А ещё «Иж», «Урал», «Днепр», «Ява», «Восход », М-72 (для военных). По этой серии можно проследить историю становления мотоциклостроения в стране Советов. Мотоциклы миниатюрные, но многие детали у них подвижные. А у «Явы» откидывается подножка, чтобы можно было установить на диораму для большей наглядности.
Украшают коллекцию ЗИЛ 131-НВ (новый военный) — тягач в парадной расцветке. Тяжёлый танк «Объект 279» — такое название, потому что это был секретный объект, разработанный в 1957 году конструкторским бюро в Ленин граде для труднопроходимых условий. Есть ЗИЛ-1ЗЗГЯ по прозвищу «Крокодил».
И хотя места на открытых стеллажах и на полках в шкафах остаётся всё меньше, верим, что
Александр Баранов на этом не остановится и ещё не раз поделится с нами радостью от новых
приобретений.
Влада ПОЛЬСКАЯ
Фото автора и героя