Пусть цветы не вянут
«Такое невозможно, чтобы цветы и не завяли», – может сказать кто-то. А мне посчастливилось увидеть такие букеты, которые могут годами услаждать взор и радовать своей красотой. Мастерица, которая создаёт эти шедевры, – павловчанка Анна Стёпочкина – рассказала об особенностях и некоторых секретах молодого направления в декоративном искусстве.
ГЛАВНОЕ – ОБЪЁМ
– Как называется техника, в которой Вы создаёте картины и каковы её особенности?
– Это декоративно-прикладное творчество с элементами живописи, которое называется «скульптурная живопись». Иногда ещё можно услышать «объёмная» и «рельефная». Если классическая живопись включает в себя смешение красок, то здесь используется декоративная штукатурка. Мы можем, как художник кистью и краской, мастихином наносить крупные мазки, чтобы получить задуманное изображение, главное отличие которого – объём.
ПЕРВЫЕ ШАГИ
– Как же Вы к этому пришли? С какой подготовкой?
– В первой школе, где я училась, был организован лицейский класс, куда со всего района собрали старшеклассников с творческими художественными способностями и водили на уроки в ПТУ № 23. Предполагалось, что ребятам, которые пройдут полный курс в этом классе, вместе с аттестатом об окончании школы выдадут диплом лицея. Я начинала в нём заниматься.
Но родители посчитали, что полезнее получить не творческое, а техническое или экономическое образование и настояли, чтобы я поступила в Павловский автомеханический техникум. Потом в университете имени Лобачевского получила диплом по специальности «финансы и кредиты» и несколько лет работала бухгалтером.
НОВОЕ РЕМЕСЛО
– Вот так переход: от точного – к творческому!
– Творческая составляющая всегда присутствовала в моей жизни. Лепила холодным фарфором, занималась скрапбукингом – делала открытки и альбомы. Потом работала флористом.
Пять лет назад в одной из соцсетей увидела работы мастерицы из Иванова Евгении Ермиловой, которая придумала эту технику – скульптурную живопись. Просто влюбилась в её произведения и сразу начала просить научить меня этому искусству. Но на тот момент она ещё не проводила мастер-классов, вообще не думала о преподавании, только создавала картины для себя. Но я была очень настойчивой, были и другие люди, которые хотели научиться, поэтому Евгения всё же решилась и провела первый мастер-класс. Конечно же, я стала его участницей.
До этого и сама пробовала повторить её технику, но не знала некоторых особенностей, какой материал нужно использовать. А здесь мастер всё объяснила и про материал, и про технику набора штукатурной массы и прикрепления мазка к основанию. За десять часов работы мы сумели создать свои первые готовые картины.
УЧИТЬ ДРУГИХ
– Остановиться уже не смогли…
– Да, создавала новые и новые картины, выкладывала фотографии своих работ в соцсетях. Меня это настолько затянуло, что я просто не могла успокоиться, работала каждый день часов до трёх ночи.
А когда через полтора года Евгения Ермилова открыла свою школу, то предложила мне стать преподавателем. Я получила сертификат и тоже начала учить желающих постичь тонкости скульптурной живописи.
Мастер-классы провожу и в Павлове, и выездные, и групповые, и индивидуальные. Ездила и в Казань – там люди очень творческие, и в Москву. Чаще сюда приезжают те, кто хочет научиться, – на индивидуальные занятия. Были ученики с севера, даже из-за границы – из Америки, Швейцарии, из ближнего зарубежья.
СЮЖЕТЫ И МОТИВЫ
– Анна, а что можно выполнить в такой необычной технике?
– Сюжетом для картины может стать то, что пожелаете – техника позволяет. Природа, растения, животные, птицы. У меня самой любимые мотивы – цветы. Больше всего получаются пионы. Это цветок с достаточно хаотичным расположением лепестков, поэтому при выполнении не требуется какой-то схемы наложения. Он практически всегда получается сразу и красиво. Чего не скажешь, например, о розах. Хорошо лепить и наши родные полевые цветы: ромашки, васильки, незабудки. Делала такую картину для одной женщины, которая родом из России, а сейчас живёт в Швейцарии и хочет любоваться цветами с Родины.
– Какие материалы нужны для объёмных картин?
– Мы работаем с импортной декоративной штукатуркой. Евгения Ермилова получила патент на её окрашивание, поэтому в нашем распоряжении готовый материал богатой палитры – не нужно самим делать колеровку белой штукатурки, можно сразу выбирать те цвета, которые нужны мастеру. Но если есть желание самому сделать штукатурку какого-то цвета, можно смешать. Здесь всё, как у художников: нужен светло-зелёный, добавим белого, а если, наоборот, тон потемнее – коричневый или чёрный.
Имея штукатурку трёх цветов – красного, жёлтого, синего – легко получить материал любого цвета радуги.
– Скульптурные картины интереснее делать, чем просто рисовать красками? В чём Вы видите отличие?
– На мой взгляд, скульптурную живопись можно сравнить с составлением букетов. Задумываю какой-то сюжет – и сразу вижу объём. Мне это кажется интереснее, чем обычные картины. И люди воспринимают это творчество по-особому. На выставках, где я представляла свои работы, например, на Нижегородской ярмарке и в областном выставочном комплексе, видела реакцию на эти картины. Рельеф позволяет сюжетам играть по-новому, необычно, не так, как мы, может быть, к этому привыкли. Естественно, это привлекает внимание, заинтересовывает. Многие просят поделиться адресом странички в соцсетях, чтобы посмотреть больше работ, кто-то сразу узнаёт о возможности участия в мастер-классах.
Есть один нюанс. Рельефные поверхности, кроме цвета, имеют светотеневое выражение. Это нужно учитывать. Тем, кто работает в этой технике, приходится ещё осваивать искусство фотографирования. Потому что сделать качественное фото объёмной работы бывает очень сложно. Нужно подобрать правильное освещение, ракурс, чтобы передать всю глубину и красоту картины.
НЕ НАДО БОЯТЬСЯ
– Первые шаги можно делать самостоятельно или лучше, чтобы рядом был учитель, который всё объяснит?
– У всех это происходит по-разному. Если это люди, которые рисуют, у них есть опыт работы с мастихином, то им несложно будет научиться. Но эта техника, которую вполне могут освоить и те, у кого раньше не было никакого художественного опыта. Главное – не бояться пробовать.
Это ремесло, и к нему применимо общее правило: сделай раз сто – и всё получится. Просто нужно отрабатывать технику, не сдаваться при первой неудаче, проявить терпение. И если у человека нет художественного навыка, можно развить его постоянной практикой, совершенствуя и совершенствуя свою технику.
ВСЁ МОЖНО ИСПРАВИТЬ
– Расскажите, какой самый маленький и самый большой размер картин, которые Вы делали?
– Двадцать на пятнадцать сантиметров – это, пожалуй, самая маленькая работа. А сейчас я делаю картину размером полтора метра на метр двадцать. Она уедет в Дагестан. Больше – это только барельеф, работа на стене. Два года назад у меня был такой опыт, я училась в Москве у титулованного мастера, художника Гоги Тодашвили. Он считается лучшим специалистом по барельефу в России. У него на курсе училась делать настенные композиции.
Это разные техники. Скульптурную живопись мы делаем исключительно на горизонтальной поверхности, основой служит чаще всего фанера. Барельеф – это вертикаль. Для лепки на стене используется другой материал – гипсовая штукатурка, которая не такая пластичная, как декоративная, и она не может упасть с поверхности или деформироваться.
– Анна, а сколько времени может понадобиться, чтобы создать картину среднего размера?
– Например, для работы шестьдесят на восемьдесят сантиметров – в районе двух недель. Но нужно понимать, что это скорость не начинающего мастера, а уже когда ты достаточно хорошо овладел техникой. Некоторым, кто делает первые шаги, бывает сложно даже один цветок в день слепить.
– А если вдруг что-то не получилось, захотелось исправить?
– Элементы, которые не удались или не понравились, можно переделать. Просто убрать. Или, пока не высохла штукатурка (а схватывается она в течение трёх часов), можно что-то изменить, подправить и даже сделать заново. Если материал уже высох, то убрать этот элемент мастихином и слепить ещё раз.
– Можно ли в этой технике выполнить портрет? Или не стоит?
– Материал, которым мы работаем, для этого не подойдёт. В декоративной штукатурке есть целлюлозные волокна, которые придают готовой работе пористость. Всё-таки лица нужно делать из материалов, которые можно выглаживать, сошкуривать. Их используют при создании барельефов.
С ЛЮБОВЬЮ И ГОРДОСТЬЮ
– К Вам на мастер-классы приезжают люди из разных городов. Вы им показываете Павлово? Какие отзывы о нашем городе получаете?
– Конечно, я стараюсь провести гостей по самым красивым местам, по историческому центру. Очень хорошо, что сейчас благоустроили парк Дальняя круча. Оттуда открываются очень красивые виды на заречье. И когда мы смотрели на прекрасную природу, а потом поворачивались к заросшим неухоженным аллеям, становилось грустно. А теперь – везде красота!
Когда человек приезжает издалека, хочется показать ему наши места, чтобы осталась память. А отзывы… Наверное, всё зависит от того, как ты будешь рассказывать о своём городе. Если делать это с душой, с любовью, с гордостью за свою малую родину, такое впечатление сложится и у другого человека.
КУДА БЫ ПЕРЕЕХАЛИ?
– Анна, а у Вас не было мысли перебраться в большой город, где, может быть, можно было найти своему таланту лучшее применение?
– Наверное, это правильно, когда человеку хочется чего-то большего. И если бы появились планы переехать, скорее всего, учитывая творческий аспект, я бы выбрала Казань. Но всё-таки есть большое желание здесь, в Павлове, организовать студию-мастерскую. Скульптурная живопись, хоть и молодой вид искусства, но набирает обороты, и число его поклонников и желающих освоить эту технику растёт.
Светлана ЮРИНА
Фото предоставлены героиней