Родная сторонка: один из первых поселенцев Венца

/ Декабрь 2, 2021/ Наш округ, Память, Родная сторонка

Николай Судаков – один из первых поселенцев Венца: он родился 27 ноября 1927 года, когда эта деревня только-только начала отстраиваться после разрушительного наводнения.

ТРУДИЛСЯ СМОЛОДУ

В 1941 году Коля окончил семь классов средней школы. Дальше учиться не пришлось. Когда немцы подошли к Москве, родителей и старшую сестру Марию мобилизовали на рытьё окопов, и 14-летний Коля остался с младшим братом – первоклассником Ваней «за хозяина». По-деревенски грамотный, мальчик ухаживал за скотиной, готовил еду.

Когда родители вернулись, пошёл работать в Щербининский колхоз «16 лет Октября». Беспрекословно выполнял непосильную для подростка работу в поле и на ферме.

НЕ ВОЕВАЛ, НО ЗДОРОВЬЕ ПОДОРВАЛ

В январе 1945-го Николая призвали в армию, но на фронт не отправили: уж больно мал он был ростом, да веса не хватало для строевой.

В 48-м стрелковом полку, расквартированном в Володарском районе, молодой солдат грузил снаряды в пожарный эшелон для дальнейшей от- правки на фронт. Ящик весил 120 килограммов, а в Николае было всего 47. Тогда и повредил он позвоночник и ноги – не мог долго стоять.

После войны Николай понял, что работать на производстве, как это делали его сверстники-односельчане, по состоянию здоровья не может. Устроился в рыболовецкую артель, несколько лет в качестве бакенщика обслуживал технический участок реки № 6. Когда в семье родился четвёртый ребёнок, решил больше уделять времени дому и хозяйству. В 1968 году Николая Кондратьевича приняли на должность пожарного в Тумботинскую пожарную часть, где он прослужил до 1988 года, после чего ушёл на пенсию.

На фронт из Венца ушли все молодые, сильные мужчины. Домой не вернулись более 40 воинов, а домов в то время насчитывалось всего 60.

УВАЖАЛИ И ЦЕНИЛИ

Где бы Судаков ни работал, везде ценился как ответственный и грамотный специалист. Его глубоко уважали жители Венца, заслуженно считая справедливым, порядочным, отзывчивым и трудолюбивым человеком.

Вот только с пенсией получилась неразбериха, сильно ранившая сердце ветерана. Поскольку документы о работе в военный период не сохранились, платило ему государство за все его заслуги весьма скромную сумму – из-за того, что несколько (!) трудовых дней не удалось подтвердить.

– Сколько отец ни хлопотал в Пенсионном фонде, там отказали наотрез, – вспоминает дочь Анна. – Он пришёл домой, налил в стакан водки, а пить не стал — только заплакал. И больше туда не обращался.

В последний путь Николая Кондратьевича провожали всей деревней. Его коллеги по пожарной
части организовали траурный митинг на кладбище – звучали добрые слова. Когда гроб опускали в могилу, началась гроза, полил дождь. Говорят, так природа оплакивает достойных людей.

Лариса ПИКИНА

На фото из семейного архива: Николай Кондратьевич (слева) с ветераном Юрием Георгиевичем Балакиным