Сложные фигуры фигурного катания. Взгляд болельщика с места событий

/ Февраль 12, 2019/ Эксклюзив

Дожидаясь своего рейса «Минск-Нижний Новгород», вспоминаем, как Буянова после провала Ковтуна в «месте слез и поцелуев» даже слова ему не сказала. Как Самарин шаг за шагом отвоевывал свое серебро. Как обидно упал Кацалапов. Как ахнул зал (словно струна лопнула), когда упала Загитова. От четырех дней с фигурным катанием остается ощущение сказки, в которой хочется жить.

Это о прошедшем в конце января в Минске Чемпионате Европы. Были сами, переживали вместе со всеми. Делимся впечатлениями. 

Может, лучше на диване?

Кто-то скажет: зачем далеко ехать, тратить деньги и время, если можно всё увидеть дома, сидя на удобном диване и попивая чай (ну или то, что вы предпочитаете пить в таких случаях)? Возможно, и я бы не очень понимала, зачем люди ездят на соревнования, если бы меня однажды не уговорили поехать в Казань на соревнования Универсиады в 2013 году. После этого уговаривать на такие «подвиги» меня уже не приходилось. Мы с мужем были на Чемпионатах мира по водным видам спорта в Казани, по легкой атлетике — в Москве. Всё это к тому, что мы примерно знали, чего ожидать от поездки в Минск, и было, с чем сравнивать организацию мероприятия.

Чего не покажут по ТВ

Итак, фигурное катание. Многие его любят, знают наших фигуристов и болеют за них. Нет смысла говорить о результатах — вы и так прекрасно знаете и о победах, и о поражениях нашей сборной. Я разбираюсь в фигурном катании примерно так же, как большинство людей, смотрящих соревнования по телевизору, поэтому не позволю себе давать какие-то оценки — пусть это сделают эксперты. Расскажу о самом процессе.

Только побывав вживую на соревнованиях, я поняла многое, о чем говорят комментаторы, но чего нельзя передать по телевизору:

  • камера на передает скорости и мощи катания, оценить это можно только вживую;
  • мужское одиночное катание, на самом деле, гораздо более зрелищное, чем женское и дело тут именно в скорости и мощи. Хотя и девушками мы тоже с удовольствием любовались;
  • когда находишься на арене, болеть начинаешь не только за своих (хотя это, конечно, в первую очередь), но и просто за красивое фигурное катание;
  • ну и, конечно, трансляции не передают атмосферу на трибунах.

На трибунах

Во время выступления наших фигуристов было ощущение, что мы в России, или Россия приехала сюда: настолько много было российских флагов и такой бурной была поддержка наших спортсменов!

Я не знаю, сколько нас, россиян, было на самом деле, но думаю, что всё же основная масса зрителей — белорусы, которые любят фигурное катание, наших фигуристов. А Россию считают близким другом.

Только находясь здесь, можно:

  • наблюдать за соседом — заядлым болельщиком, обвешанным флагами, который яростно поддерживает всех, а не только «своих». Он пришел с целым мешком мягких игрушек и после каждого выступления кидает игрушку на лед, но долетает она всегда только до третьего-четвертого ряда и её перекидывают дальше. Мешок опустел, болельщик ушел и пришел еще с одним;
  • увидеть и услышать наших девочек — Алину Загитову и Софью Самодурову на автограф-сессии и очередной раз поразиться, как 16-летние девочки вообще могут справляться с таким вниманием к себе. Сегодня зритель тебя боготворит, а завтра с таким же напором обрушит шквал критики. Это – девочки, которые в перерывах между соревнованиями ходят в школу! Главная задача их ровесников — подготовиться к ЕГЭ, чтобы, по возможности, поступить на бюджетное отделение, а они представляют огромную страну на международных соревнованиях (это трудно даже осознать!);
  • заметить, как по трибунам передают огромного красного медведя, чтобы бросить его на лед после выступления Алины Загитовой. Ей было не до медведя: недовольна своим прокатом. А девочки, которые убирают со льда игрушки, только вдвоем с трудом смогли притащить эту милоту к бортику. Поддержка Алины — это отдельная тема. Такой здесь не было ни у кого.

 

ПОМОЧЬ И ОБЪЯСНИТЬ

Что еще можно только здесь, на трибунах?

  • На своем ломаном английском объяснить растерянной пожилой леди, что она села на чужое место и помочь ей найти свое. Волонтеров мало, и не заметно, чтобы они говорили по-английски.
  • Объяснять людям с камерой, что мы — не латвийские болельщики и висящий на перилах перед нами плакат с фотографией фигуриста сборной Латвии Дениса Васильева не имеет к нам отношения. Потом, посмотрев его выступления, я поняла, что напрасно за него не болела и тут же это исправила! Не зря его тренирует Стефан Ламбьель.
  • Случайно услышать комментарии позади сидящих, явно разбирающихся в фигурном катании, девушек. Кто это? Бывшие «однокашники» наших спортсменов по спортивным школам или просто очень активные участники или организаторы их фанклубов?
  • На арене или в коридоре встретить Наталью Бестемьянову или Александра Жулина, Максима Транькова или Алексея Ягудина. А еще понять, что места комментаторов — прямо в зале, и если очень хочется, можно сфотографироваться с ними.
  • Быть в толпе людей, которые бурными овациями встречают катание наших Александру Бойкову и Дмитрия Козловского под «Беловежскую пущу», а потом под «Калинку»! Здесь — без комментариев: пробирает до мурашек!

НЕОЖИДАННО  И СТРАННО

Есть моменты, которые показались странными. Большинство из них, так или иначе, касаются организации мероприятия.

Люди явно были готовы купить предметы с символикой даже по вполне приличным ценам, но сувениров в едином стиле хорошего качества просто не было.

В «Минск-арену», где проходили соревнования, пускали людей и с билетами, и без. Можно было выйти из зала и через минуту обнаружить, что твое место занято. Это происходило постоянно и немного утомляло. Впрочем, к концу соревнований к данному вопросу пытались отнестись серьезнее.

Волонтеров внутри здания не хватало, чтобы помочь всем, кто запутался в хитростях названий и расположения секторов. К слову, на соревнованиях в Казани или Москве людям такой помощи ждать почти не приходилось: волонтеры, готовые помочь, были буквально повсюду.

Почти ничего на улицах города не говорило о том, что сейчас здесь проходит турнир европейского масштаба. Не хватало элементарных указателей!

В конце показательных выступлений президент республики Беларусь Александр Лукашенко появился на коньках перед фигуристами и залом и обратился с проникновенной благодарственной речью к спротсменам, тренерам, судьям, Федерации фигурного катания и, конечно, зрителям. Он выразил надежду, что и в дальнейшем в Белоруссии будут проводиться соревнования подобного уровня.

ВЗГЛЯД НА МИНСК

В Минске мы были впервые. Трудно поверить, что здесь около двух миллионов жителей: Минск производит впечатление очень спокойного города с неспешным темпом жизни. И люди, с которыми пришлось общаться, — такие же: очень спокойные, доброжелательные, приятные, я бы даже сказала «родные».
Здесь ощутимо меньше машин, даже в сравнении с Нижним Новгородом, широкие проспекты и площади. А еще тут достаточно мест, где можно недорого и очень вкусно поесть. Для туристов это немаловажно.

Хавьер Фернандес, объявивший о завершении спортивной карьеры после своего «золотого» проката и вручения награды еще минут двадцать прямо в коньках бегал по трибунам и обнимался со своей большой испанской семьей и болельщиками!

После ярких эмоций от показательных выступлений нам  очень хотелось «случайно» сесть не в свой автобус и уехать, например, в Прагу. Но мы порассуждали на эту тему, съели драники и поехали домой.

Елена СОКОЛОВА