С любовью к детям и делу

/ Февраль 15, 2021/ Заглянуть в прошлое

Выявить лучшие качества в ребёнке, помочь развить способности и таланты, чтобы дети получали радость от приобретённых знаний, чтобы после окончания школы чётко понимали свой путь в жизни – с этими задачами всегда справлялась учитель начальных классов Зинаида Дмитриевна Сырова. Ученики, для которых она стала первым учителем, через года вспоминают её самыми добрыми словами.

ИЗ КУСТАРЕЙ

Весной 1929 года в деревне Красново Вачского района в семье кустарей-артельщиков Первовых родился седьмой ребёнок. Родители назвали девочку Зиной. Воспитывали её в основном старшие братья и сёстры – Лидия, Николай, Виктор, Мария, Марфа и Иван, так как родители постоянно были заняты работой. Чтобы прокормить такую большую семью, много трудиться приходилось всем, от мала до велика.

Мать Татьяна Гавриловна (в девичестве Квасова) ткала рогожу, отец Дмитрий Дмитриевич делал ножи. Это мастерство он передал и младшему сыну Ивану, который ножевому ремеслу посвятил всю жизнь.

Родители старались дать детям образование, но не всем им это было посильно. Лидия и Марфа всю жизнь работали в колхозе. Мария, как более грамотная, была секретарём сельского Совета. Виктор, проучившись на курсах, стал работать бухгалтером. И только один Николай получил высшее образование в Нижнем Новгороде. До войны работал учителем в школе. А Зине удалось окончить педагогическое училище.

Общий педагогический стаж Зинаиды Дмитриевны Сыровой – более 50 лет.

 

СКРОМНЫЙ БЫТ

Зинаида Дмитриевна вспоминала: «Вся наша семья жила в деревне Красново, которой сейчас уже нет на карте области. У нас был небольшой деревянный домик. Все удобства – на улице. В избе места было мало. Почти половину жилой комнаты занимала русская печка, в которой готовили еду в больших чугунах. Когда приходили зимой с улицы все промокшие, в печурках сушили варежки и носки.

На печи, на лежанке, спали родители. Нас, укладывая на раскалённой печи, лечили от всяких хворей. Особенно эффект был при простуде. Мы, дети, всемером спали на полатях – это была огромная полка примерно в метре от потолка. В то время ни о каких кроватях мы и не слыхивали. Да и где их было поставить? А уж про постельное бельё и говорить нечего. Спали все на овчине (это были тулупы из выделанной овечьей шкуры, днём в них ходили по улице, а на ночь стелили на полати вместо матрацев). Никаких подушек не было, а в головах тоже лежали тулупы.

В комнате стоял большой стол и длинные лавки, на которые усаживались во время приёма пищи. Это был, действительно, рабочий стол: здесь мы завтракали, обедали и ужинали, здесь же гладили одежду, за ним готовили уроки, выполняли разные хозяйственные работы. В красном переднем углу избы на самом видном месте стояла икона, перед которой постоянно горела лампадка. Родители были верующими людьми.

СВЕЧИ ВМЕСТО СВЕТА

Ещё Сырова рассказывала: «Электрического света в то время ещё не было. В сумерки, вечером, на стол ставили свечу, но света от неё было мало. Каждый старался занять место поближе к свечке. Только позже в домах стали появляться керосиновые лампы. Керосин тогда был дорогой. В бедных домах продолжали пользоваться свечами. У нас была керосиновая лампа, которая очень облегчила жизнь. Она не затухала при малейшем движении воздуха, так как фитиль был накрыт стеклянной колбой.

К дому были пристроены сени (сейчас бы их назвали коридором), в которых стояли лари – большие ящики с крышками – для хранения круп, муки и других продуктов».

 

ТРУЖЕНИКИ

Когда Зинаида Дмитриевна вспоминала о детских годах, перед её глазами ярко вставала картина: небольшая комната, посреди которой стоит специальный ткацкий станок для плетения рогожи, а за ним с утра и до позднего вечера сидит мать. Её рабочий день часто продолжался до 13 часов. Отец и старшие сыновья заготавливали сырьё для изготовления рогожи, а плести матери помогали старшие дочери.

Уже взрослой Зинаида Дмитриевна узнала, что рогожный промысел – один из самых древних. Лыко для плетения лаптей стали использовать ещё в незапамятные времена. С появлением первых кузниц потребовалась тара для перевозки древесного угля. Тут и пригодились рогожные кули (мешки). Тем более что сырья для них – липовой коры – хватало в избытке. К XIX веку крестьяне 25 селений Казаковской волости были охвачены рогожным промыслом, в том числе и жители Краснова.

ОТ РАСЦВЕТА ДО РАЗВАЛА

Рогожные кули для перевозки древесного угля сбывали не только в родной волости, но и по всей Владимирской губернии. После спада, вызванного Первой мировой и гражданской вой­нами, рогожный промысел опять начал набирать обороты. Способствовала этому и новая экономическая политика, возродившая предпринимательскую деятельность. Наиболее предприимчивые кустари-крестьяне открывали свои рогожные цеха. На рубеже 20-х годов XX века происходило кооперирование кустарей. В 1919 году открыли Казаковскую артель рогожников «Ткач». И только созданный в 1925 году Муромский кустарно-промысловый союз начал обслуживать артели в районе, оказывать помощь в вопросах снабжения и сбыта готовой продукции.

В это время выросли ­объёмы производства в Казаковской артели «Ткач», кроме рогож и рогожных кулей, здесь производили мочалки. В основном, как и прежде, трудились надомники, к которым относились и Первовы. Зинаида с детства знала, что работа ткача монотонная, трудоёмкая, требует много сил и времени. Но другого применения люди в округе найти себе не могли.

В 1930-е годы спрос на рогожные кули упал. Вместо древесного в кузницах стали использовать каменный уголь. Заниматься выпуском рогож стало невыгодно. Казаковская артель «Ткач» прекратила своё существование, а на её месте начало зарождаться новое предприятие – «Казаковская филигрань». Мать многодетного семейства Первовых вынуждена была перейти на работу в колхоз.

НОЖЕВЫХ ДЕЛ МАСТЕР

Вспоминала Зинаида Дмитриевна и о работе отца: «В огороде около дома стояла маленькая кузница. Здесь папа делал ножи. Рядом с ним я часто видела старших братьев, которые помогали в изготовлении ножей. Отец был кустарём-артельщиком, работающим дома, то есть надом­ником. Так в то время многие работали, потому что территории артелей были небольшие и всем места там не хватало.

Работа у отца была грязная, пыльная. Он часто сильно кашлял, а мама всё поила его какими-то отварами из трав. Из старших братьев только Иван досконально освоил специальность отца и посвятил ей всю жизнь. Нам, девочкам, в кузницу запрещено было ходить – родители берегли наше здоровье.

Готовую продукцию – столовые ножи – отец сдавал в металлообрабатывающую артель села Митино, в нескольких километрах от нашей деревни. Мы часто отправлялись вместе с ним, помогали нести ножи.

Уже будучи взрослой, я узнала, что до 1928 года отец был самостоятельным кустарём-металлистом. Это значит, что он сам обеспечивал себя всем необходимым материалом и инструментом для изготовления ножей. Сам искал и места их сбыта. Всё это было непросто. Ему часто приходилось ходить в Павлово на ярмарку, которая работала на месте нынешнего Центра развития творчества детей и юношества (Дворца пионеров), на улице Куйбышева. Ярмарка открывалась два раза в год. В остальное время были определены дни, когда здесь продавали материалы и скупали готовый товар более предприимчивые кустари. Но цены на материалы в эти дни были гораздо выше, чем в ярмарочные, а на готовые изделия – ниже. Чтобы сэкономить, отец старался закупать материалы и продавать продукцию во время ярмарок».

ПРИМЕР ДЛЯ НАС

Позднее Дмитрий Дмитриевич Петров стал надомником от артели села Митино, которую в 1956 году реорганизовали в заводе «Третья пятилетка». Выпускали в той артели ножи кухонно-хозяйственного назначения.

Зинаида Дмитриевна рассказывала: «Я узнала, что работники Митинского цеха, в том числе мои отец и брат Иван, выпускали самую трудоёмкую ножевую продукцию – ножи кухонные большие, средние и так называемую поварскую тройку. Это ножи для профессиональных работников общепита.

Выполняли митинцы и заказы для зарубежных стран: Монголии, Мали, Кампучии. Срочный заказ от республики Куба тоже поступил митинцам – хлеборезные ножи и мачете. К каждой сафре (это пора рубки сахарного тростника) митинцы выпускали до 200–220 тысяч мачете. На рубеже 1960–1970 годов на пред­приятии производили 65 видов продукции, в основном ножово-вилочных и кухонных принадлежностей. В 1971 году на международной выставке «Интермат‑71» в Москве продукцию предприятия отметили дипломом Всесоюзной торгово-
промышленной палаты.

Считаю, что в этой награде есть заслуга моих отца и брата. Наши родители стали образцом трудолюбия, честности, любви, согласия и терпимости для нас, своих детей, на всю сознательную жизнь. За это я им очень благодарна».

СКОРЕЕ УЧИТЬСЯ

Зина, окружённая заботой родителей, старших братьев и сестёр, росла трудолюбивым ребёнком. Она очень хотела пойти в школу. И вот она уже ученица, как и все сверстники, сидит в классе и внимательно слушает учителя. Начальная школа села Митино находилась за полтора километра от родной деревни. Три километра, несмотря на погоду, дети семи-десяти лет из Краснова проходили ежедневно. Так начал закаляться характер Зины. В пятом-седьмом классах она училась уже в школе села Казаково, и теперь ходить нужно было пять километров в день. Зинаида училась хорошо, чем доставляла радость любимым родителям. Даже в сложный военный период мать и отец делали всё, чтобы младшая дочь продолжала учёбу.

Военные годы были тяжёлыми и голодными. На фронте, защищая страну, малую родину, свою семью, погибли старшие братья Николай и Виктор.

Конечно, девочка помогала родителям и в домашних делах, которые были ей по силам. Особенно много работы было на огороде – урожай, который собрали, позволял не голодать зимой.

 

 

Среди выпускников учителя много профессиональных рабочих, учителей, врачей, сотрудников банков, инженеров.

ПОМОЧЬ РОДНЫМ ВАЖНЕЕ

Однажды Зина так увлек­лась работой в колхозе, что чуть не забросила учёбу.

Эту историю Зинаида Дмитриевна рассказывала с улыбкой: «Училась я уже в шестом классе. Осенью в колхозе начали копать картофель. На уборку урожая приглашали всех желающих, так как взрослых колхозников не хватало. Бригадир обходил дома и лично разговаривал со всеми способными работать, в том числе и с детьми.

Помогали в поле и школьники. Работали за трудодни, которые считали очень точно. По их количеству производили оплату труда колхозников.

Во время работы меня переполняла радость, ведь я помогала семье зарабатывать трудодни, а значит, и получить больший расчёт. Так втянулась в работу, что стала пропускать занятия в школе. Пролетела целая четверть. Причина пропусков была одна: желание накормить семью, заменив погибших на фронте братьев.

Конечно, я уставала: картошку копали лопатами. Но я чувствовала ответственность за родных. А вот родители обеспокоились моими пропусками учёбы, стали меня поругивать и внушать, что неучем оставаться нельзя. Однажды я попросила одноклассников узнать у учителей, отчислили меня из школы или нет. Видимо, педагоги обрадовались, что я подала о себе весточку через девочек. Им жалко было терять хорошую ученицу. Мне разрешили вернуться к занятиям.

Я очень обрадовалась. Пришлось много поработать самостоятельно, чтобы нагнать класс, но мне и подружки помогали. Контрольные работы за четверть все выполнила на «отлично». И больше никогда не пропускала уроки без уважительных причин».

ВСЁ ДАЛЬШЕ ОТ ДОМА

На учёбу в восьмой класс Зина Первова поступила в вачскую школу, которая находилась от Краснова в девяти километрах. Ходить было очень далеко, общежитий для детей из округи не было, поэтому пришлось устроиться на съёмную квартиру. Привык­нуть к чужому жилью было сложно. Первое время очень скучала по родным. Да, рано пришлось становиться самостоятельным человеком. Но каждые выходные девочка проводила дома – пусть далеко, но ходить пешком ей было не привыкать.

В новой школе Зина показала хорошие знания, учителя были ей довольны. Но в девятом классе она узнала, что в Дивееве есть педагогическое училище. Девушка прияла важное решение – поступить туда.

БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ

Это был 1946-й – первый послевоенный год. Шестнадцатилетняя Зинаида отправилась пешком за 120 километров – от Краснова до Дивеева. Она шла, чтобы стать учителем начальных классов, чтобы помогать стране растить грамотных ребят, которые потом станут отличными рабочими кадрами и будут восстанавливать разрушенное войной хозяйство.
После окончания девятого класса Зина имела по всем предметам оценки «4» и «5». Приёмная комиссия была рада такой ученице. Да и вступительный экзамен – диктант – она сдала на «отлично». В число учащихся Дивеевского педучилища была зачислена с первой попытки. Это была её личная победа, первый шаг на пути к профессии.

На вопрос: «Почему решила учиться так далеко от дома, ведь педагогическое училище было и в Павлове?» – Зинаида Дмитриевна отвечала: «Туда я поступала вместе с подругами. А ещё в Дивееве меня зачислили на двухгодичное обучение, засчитав восьмой и девятый классы, которые я проучилась в вачской школе. В Павлове учиться нужно было четыре года. И тогда, в 1946 году, мы ещё не знали точно, откроется ли вновь павловское училище. В 1941 году его перевели в Дивеево, а здание самого училища отдали под военный госпиталь».

НОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ

За два года учёбы сложностей хватало. Родители отдавали дочке с трудом скопленные деньги для оплаты съёмного жилья. Никакой транспорт до Дивеева не ходил. Чтобы добраться домой, девушки группой в три-четыре человека шли несколько дней, передвигаясь днём, а на ночь останавливаясь в деревнях у тех, кто пустит переночевать.

У каждой «путешественницы» за плечами была котомка (мешок, похожий на современный рюкзак) с продуктами, чаще всего – сухарями. Котомки оттягивали плечи, которые болели. На такие переходы отваживались только самые смелые девушки, которым очень хотелось увидеться с родными. А на дорогах в послевоенное время было ещё неспокойно: хулиганства, грабежи.

Родители Зинаиды в зиму кололи корову и запасали солёное мясо, которое хранили на морозе, ведь холодильников ещё не было. Каждый раз один кусок мяса мать клала в котомку Зине, когда та уходила в Дивеево на учёбу. Ещё нужно было нести с собой валенки. А шагала она в училище в лаптях, сплетённых матерью. Их хватало только на один переход. Валенки стоили дорого, поэтому их берегли, а лаптей можно было наплести, сколько угодно: лыко заготавливали в лесу рядом с домом.

По почте родители отправляли ученице ящик сухарей. А когда Зина возвращалась домой, нужно было все 120 километров нести этот ящик, чтобы в него потом упаковали следующую посылку. Тяжело и неудобно, а выбросить нельзя!

БЛИЖЕ К СВОИМ

Два года учёбы остались позади, успешно сданы экзамены, получен документ об образовании. В училище девушка вступила в комсомол. Молодой специалист, учитель начальных классов, да ещё и комсомолка получила направление в Павлово – поближе к дому.

В Павловском районном отделе образования девушку приняли хорошо. Предложили на выбор работу в нескольких школах в сельской местности. Зинаида Дмитриевна выбрала молявинскую, расположенную на границе Павловского и Вачского районов, чтобы работать поближе к родной деревне. Плюсом было и то, что там имелась квартира для учителя.
Это была начальная малокомплектная школа, в которой работали два педагога: один – одновременно с первым и третьим классами, второй – со вторым и четвёртым. Хотя учеников было немного, преподавать одновременно в двух классах было непросто. Через год учителя менялись классами – так получали опыт преподавания во всех четырёх классах начальной школы.

ПЕРВЫЙ ОПЫТ

Один из учителей начальной школы выполнял обязанности заведующего школой. В то время это была Зинаида Александровна Веденеева. Она помогала молодой учительнице постигать азы педагогической деятельности.

В трудовой книжке Зинаиды Первовой появилась первая запись: «Принята учителем начальных классов в Молявинскую малокомплектную школу». Запись сделана 15 августа 1948 года за подписью Василия Николаевича Крицкого, он в то время был инспектором РОНО – районного отдела народного образования. В паре с Веденеевой Зинаида Дмитриевна проработала два года. Потом Зинаиду Александровну перевели директором Ярымовской школы, а Зинаида Дмитриевна стала заведовать Молявинской и проработала здесь ещё шесть лет – одна, так как учеников было мало.

За эти годы произошло немало значимых событий. Зинаида Первова не только стала учителем, но и научилась быть руководителем, ответственно заведуя школой, вступила в ряды Коммунистической партии. Здесь встретила молодого человека, который стал её мужем.

В ДЕСЯТУЮ

Молодая семья Сыровых переехала в Павлово. Здесь Зинаида Дмитриевна понемногу поработала в школах № 9, 3, 11, детском доме-школе для детей-сирот. Но основным её местом работы на долгие годы стала школа № 10.

Грамотный, творчески работающий педагог, добрый и заботливый человек, первый помощник родителей, ответственный и надёжный член педагогического коллектива – такой она запомнилась коллегам. Профессионализм подтверждают и многочисленные почётные грамоты, благодарственные письма и благодарности, занесённые в трудовую книжку. В архиве Сыровых бережно хранятся награды Зинаиды Дмитриевны от правительства Нижегородской области, от Павловского городского комитета КПСС, от городского отдела народного образования и горкома профсоюза работников просвещения, от шефствовшего над школой Автобусного завода от администрации родной школы.

ПОДГОТОВИТЬ К ЖИЗНИ И ТРУДУ

Ещё в семейном архиве есть письма и поздравления, которые Зинаида Дмитриевна любила перебирать и читать вместе с детьми и внуками.

Например, такое:
«Уважаемая Зинаида Дмитриевна! Дирекция, партийная, профсоюзная организации и педагогический коллектив Павловской средней школы № 10 поздравляют Вас с 25-летием общественно-трудовой деятельности и выражают Вам глубокую признательность за тот великий вклад, который Вы внесли в дело обучения и коммунистического воспитания молодого поколения.

Вы работаете в школе № 10 с первого дня её открытия, сделали не один выпуск из 3-го класса, хорошо подготовив детей к дальнейшему обучению среднем звене, стремясь привить им чувство коллективизма, ответственное отношение к учёбе, воспитать любовь к Родине. Проработав долгие годы в школе, Вы никогда не перестаёте работать над повышением своего идейного уровня и педагогического мастерства, стараетесь перенять всё лучшее у своих коллег и передать им свой опыт.

Простая в общении, внимательная и отзывчивая по отношению к окружающим, Вы заслужили уважение всего коллектива учителей, а также учащихся и их родителей.
Весь Ваш педагогический путь и многогранный труд выразился в высоком звании «Отличник народного просвещения».

Мы уверены, что годы не убавят Вашей энергии в достижении новых успехов в работе, передаче знаний и опыта молодому поколению на благо нашей Родины».
Под поздравлением – подписи директора школы Виктора Георгиевича Левина, секретаря парторганизации Семёна Ивановича Беляева и председателя месткома Петра Николаевича Башева.

ОТЛИЧНИК ПРОСВЕЩЕНИЯ

Тёплые слова напоминали Зинаиде Дмитриевне о тех радостных минутах, когда ей вручали правительственный знак «Отличник народного просвещения» на большой учительской конференции в 1963 году. Об этом написано в журнале «Школьная азбука», к 55-летию школы № 10 в 2012 году.

В архиве Сыровых есть благодарственные письма управления образования к 75-летнему и 80-летнему юбилеям Зинаиды Дмитриевны. В них слова искренней благодарности за многолетний труд по подготовке учеников к жизни и труду.

КАК ВТОРАЯ МАМА

Ученица Зинаиды Дмитриевны Сыровой – Валентина Иванова (Макарова) – так рассказывает о ней:
«До третьего класса я училась в школе № 3. А потом открыли школу № 10, и, поскольку мы жили в том микрорайоне, меня автоматически перевели туда. Первого сентября 1957 года мама проводила меня в новую школу. Здесь я познакомилась с Зинаидой Дмитриевной Сыровой. Она стала для меня второй мамой. Помню уроки, на которых учительница терпеливо и настойчиво учила нас красиво и грамотно писать, решать сложные для нас задачи, рассуждать, рассматривая картины известных художников, и составлять рассказы по ним, бегло читать, рисовать и выполнять массу разных дел. Зинаида Дмитриевна не выделяла ни одного ученика, и мне это очень нравилось. Ведь любимчиками, как правило, были успешные ребята, а мы все учились в силу своих возможностей, и все были для неё одинаково важны.

Помню и наши праздники, которые готовили к «красным» датам календаря. Я обязательно выступала, например, читала стихи. Видимо, делала я это неплохо, так как Зинаида Дмитриевна меня хвалила. Но на уроках она спрашивала строго, всегда напоминая, что каждый должен вырасти грамотным человеком, чтобы приносить пользу своей Родине. И мы старались, чтобы не огорчать и не подводить нашу любимую учительницу.
Помню, с родительских собраний мама всегда приходила спокойная. Это значило, что, даже если и было за что, Зинаида Дмитриевна никогда не ругала меня при всех. Мама рассказывала, что на собрании учитель никогда ни о ком не говорила плохо, а только давала советы, как можно исправить разные недочёты.

Летом многие ребята ходили в школьный лагерь. Причин было две: родители работали и не хотели оставлять нас одних без присмотра, а ещё потому, что Зинаида Дмитриевна тоже там работала, и мы могли побыть с любимой учительницей не только на уроках».

ОБРАЗЦОВАЯ СЕМЬЯ

Зинаида Дмитриевна – умная, трудолюбивая, спокойная, рассудительная женщина – сумела сделать счастливой и свою семейную жизнь. С будущим супругом Александром Сыровым она познакомилась, когда работала в Молявине. Он был на два года старше.

Александр Михайлович был образцовым мужем, отцом и дедом. В счастливом браке супруги Сыровы прожили долгих 43 года. Уважали их и селяне, пока они жили в Молявине, и соседи и знакомые в Павлове. В любви и заботе воспитали двоих детей – Владимира и Надежду, дали им высшее образование. Души не чаяли во внучатах Диме, Марине, Саше и правнуках Максиме, Виктории и Таисии.

До последних дней, после смерти мужа, Зинаида Дмитриевна жила с семьёй дочери, окружённая вниманием и заботой близких. Радовалась каждому новому дню, следила за сохранением семейных традиций.

Лариса ЛЯННАЯ.

Фото предоставлено автором