Такие непослушные звуки
Часто родители не сразу обращают внимание на проблемы у ребёнка с речью и не понимают, что его пора сводить к логопеду. Некоторые считают,
что это особенности возраста, другие ссылаются на характер или даже
на лень сына или дочки – само всё со временем нормализуется. О том, когда
нужно сходить к специалисту, а когда «само пройдёт», корреспондент «ПМ» разбирался вместе с логопедами павловского детского сада № 10 Еленой БАБУШКИНОЙ и Анной ЧЕСНОКОВОЙ.
ПОРА – НЕ ПОРА?
Дошколята играют во дворе. Света изображает воспитателя:
– Дети, садитесь все на вавочку (лавочку)! – говорит она.
– Не на вавочку, а на равочку! – поправляет её Егор.
А родители смотрят и умиляются, как забавно их малыши путают звуки и коверкают слова. А через некоторое время взрослые начинают переживать, что ребёнок всё так же неправильно говорит звуки.
– Анна Анатольевна, когда же вести ребёнка к специалисту, а когда можно не волноваться?
– Обратиться к логопеду можно в любом возрасте. Существует огромное количество речевых нарушений, которые требуют помощи специалистов, и могут быть связаны как с анатомическими дефектами строения артикуляционного аппарата, так и с недостаточным развитием мышц челюсти, языка, губ и щёк, слабостью выдыхаемой воздушной струи.
Наиболее частой проблемой является нарушение звукопроизношения. Нужно понимать, что разные звуки входят в речь поэтапно, в зависимости от степени сложности их произношения. В возрасте один-два года – появляются звуки А, О, Э, П, Б, М. В два-три года – гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й.
Когда мы говорим о правильном произношении, обычно имеем в виду звуки, которые входят в речь в три-пять лет: свистящие С, З, Ц и шипящие Ш, Ж, Щ, Ч; а ещё в пять-шесть лет – самые сложные звуки – Л и Р.
Важно учитывать эти этапы при оценке речи своих детей. Например, не стоит беспокоиться, если в три-четыре года отсутствуют звуки Л или Р. Подождите до пяти лет и, если к этому возрасту звук не появится, тогда уже лучше обратиться к логопеду.
АКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ
– Статистика показывает, что за последние годы выросло число детей с нарушениями речи. Что способствует этому негативному процессу? Каковы его причины?
– Речь – это не только способ общения и передачи данных, это показатель правильного и своевременного развития ребёнка. Если у него нет внутренних причин, вызывающих дефекты речи (нарушения слуха, внутриутробные патологии, инфекционные заболевания, травмы, патологии речевого аппарата), то первая и главная причина этой проблемы – недостаточное количество общения малыша со своими родителями.
Увы, голубой экран или монитор стали стационарной няней для многих девчонок и мальчишек, оказывая пагубное влияние на формирование их речи. Во время просмотра телевизора или компьютера ребёнок не вовлечён в речевой процесс, так как не требуется отвечать на поставленный вопрос – малыш лишь зритель. И первый совет, который хотелось бы дать родителям, – несмотря не занятость и усталость, уделять время активному общению с детьми! Вспомнить песенки и прибаутки, бабушкины сказки и напевки. Ребёнку нужен живой и заинтересованный взгляд, эмоциональная поддержка, тогда и многих дальнейших проблем можно будет избежать!
Бывает, что малыш общается с родителями жестами, криками, мимикой. Даже если вы понимаете, чего он хочет, постарайтесь добиться речевой активности: чтобы он не только показывал на предмет, а называл его словом.
Вовремя сформированное правильное звукопроизношение является профилактикой нарушений чтения и письма.
НЕ ТЯНУТЬ ДО ШКОЛЫ
– Елена Дмитриевна, скажите, визит к специалисту можно отложить до первого класса школы или лучше показаться раньше?
– Перед многими родителями рано или поздно встаёт вопрос: «Нужно ли обращаться к логопеду?» Одни откладывают этот визит до школьного времени, другие считают, что проблемы с речью пройдут естественным путём. Третьи обращаются к логопеду сразу же после начала формирования у ребёнка речи. Что же будет правильным?
Чтобы выявить возможные проблемы и начать с ними работать, первый раз можно прийти к специалисту перед поступлением в детсад. Если к пяти годам у ребёнка не сформировано полноценное звукопроизношение, тоже необходимо проконсультироваться с логопедом, не откладывая до наступления
школьного возраста.
Одним родителям рекомендации позволят перестать беспокоиться по поводу речи дочки или сына, другим покажут, что пора действовать: например, устроить малыша в логопедическую группу детского сада или позаниматься дома упражнениями, которые посоветует логопед.
ВО РТУ – КАША
– Вы как практики можете назвать ситуации, когда помощь нужна незамедлительно.
– Если у ребёнка дошкольного возраста наблюдаются многочисленные искажения, замены, смешения различных групп звуков, обратиться к специалистам следует сразу.
Помните стишок про Сашу, во рту у которого была «каша» из звуков, и никто его не понимал? Это как раз тот случай. И чем раньше начнётся работа над ошибками в речи, тем легче их будет исправить.
Например, если рёбенок использует нефизиологические замены – говорит «хапка» или «фапка» вместо «шапка», вместо «лампа» – «уампа» или он просто пропускает сложный звук, произносит не «лапа», а «апа». Не «часы» у него, а «тясы», не «жук», а «вук».
Точно стоит записаться на приём к специалисту, если появилось искажённое произношение некоторых звуков: например, «картавое» Р (происходит вибрация не кончика языка, а мягкого неба и «маленького язычка»), «шепелявые» С, З (во время произнесения свистящих звуков язык просовывается между резцами), «хлюпающие» с неприятным для слуха оттенком Ш и Ж. Коррекционные занятия с логопедом позволят избежать закрепления неправильного произношения звуков. Через год-два исправлять такое нарушение будет уже непросто.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Елена Дмитриевна и Анна Анатольевна посоветовали, что делать родителям для профилактики дефектов речи.
С детьми нужно много говорить и делать это правильно (не сюсюкать и самим не искажать звуки). Читайте вместе книги, обсуждайте прочитанное, беседуйте на самые разные темы. Важно показать ребёнку всё многообразие звуков окружающего его мира: «Слышишь, за окном поют птички! Ой, это что за шум – проехала машина?» Дети с удовольствием подражают, имитируют, вступают в речевую игру! Разговаривайте с ними обо всём, что происходит вокруг, задавайте вопросы и дожидайтесь ответа!
Для укрепления мышц речевого аппарата и профилактики и преодоления трудностей с правильным произношением звуков можно использовать дыхательную гимнастику и артикуляционные упражнения для губ, языка и щёк, упражнения и игры на развитие мелкой моторики. Нужны ли они вашему ребёнку, и какие именно, посоветует специалист.
Важно не забывать, что с детьми до четырёх лет все упражнения нужно делать в игровой, увлекательной форме. Например, во время прогулки просите малыша называть предметы, которые он видит вокруг. Или придумывайте, на что похожи разные звуки: «с-с-с» – как будто сдувается воздушный шарик, «р-р-р» – рычит собака, «ш-ш-ш» – шипит змея. Не забывайте хвалить детей, подбадривать, вселять в них уверенность, что все звуки им покорятся.
В пять-семь лет у ребёнка уже должна быть развита познавательная активность, поэтому с ним нужно уже больше именно заниматься, а не играть. Обычно логопед сажает детей лицом к зеркалу и просит повторять нужные упражнения. Так родители могут поступать и сами дома.