Тепло и мудрость особой школы

/ Март 24, 2021/ родительское собрание

Школьная жизнь… Кто её не помнит?! Радостная и грустная, волнительная и тревожная, изменчивая и монотонная. Казалось бы, одинаковая у всех: линейки, звонки, контрольные, переменки и уроки, уроки, уроки… Порой за обыденностью дней, мы не замечаем, что в каждой школе есть «своя изюминка».

Сегодня мы знакомимся со школой № 2 города Павлово. Маленькая, уютная, в центре города, дарящая внимание и заботу особым ребятам, обеспечивающая домашнее тепло для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), не подразделяющая школьников на «плохих» и «хороших», на «успешных» и «неуспевающих». Здесь равны все!

Ученики успешно осваивают интерактивные технологии

КАК ЦВЕТОЧКИ

Когда я пришла в павловскую школа № 2, как раз звенел звонок на перемену. Ребята высыпали в коридор. Пожалуй, нигде больше не встречала сразу столько вежливых и приветливых детей. «Здравствуйте!», «А Вы к нам в гости? Проходите, пожалуйста!», «Добрый день! Хотите, мы Вас проводим?» – неслось со всех сторон, пока шла к кабинету директора. Меня окружали обычные мальчишки и девчонки: улыбчивые и серьёзные, общительные и скромные. И сам собой возник вопрос: почему же родители так пугаются и расстраиваются, когда специа­листы рекомендуют им перевести ребёнка в такую школу? Именно с него мы и начали нашу беседу с директором государственного казённого общеобразовательного учреждения «Школа № 2 г. Павлово» Ольгой ЖИРЯКИНОЙ.

– Ольга Львовна, многие родители боятся переводить своего ребёнка в вашу школу: мол, ему там плохо будет. А как на самом деле?

– Знаете, за всё время работы в школе (и в качестве учителя, и в качестве директора) ни разу не видела ребёнка, который, попав к нам из другого общеобразовательного учреждения, чувствовал бы себя обиженным, оскорблённым или ущемлённым в своих правах. Наоборот, все они здесь раскрываются, как цветочки, и постепенно становятся уверенными, спокойными, более открытыми и раскрепощёнными. Многие начинают просто блистать своими способностями и талантами. Это же очень важно для их дальнейшей жизни.

А страх родителей, я думаю, связан со слухами, которые распускают «злые языки». Мне кажется, чтобы мамам и папам было спокойно, нужно спрашивать мнение компетентных людей или тех, кто приводит своих чад в нашу школу. А лучше, самим прийти и посмотреть. Мы открыты для всех!

Школу № 2 в Павлове открыли в 1969 году. За это время здесь подготовили ко взрослой самостоятельной жизни более 600 выпускников.

 

– Почему дети, как Вы сказали, раскрываются именно здесь?

– Наша школа ориентирована на обучающихся с ОВЗ, тех, у кого есть проблемы с умственным, физическим или эмоциональным развитием. Для таких обучающихся нужен особый подход, индивидуальный образовательный маршрут, а, главное, признание. В других образовательных учреждениях достичь этого сложнее – есть ряд объективных причин. Поэтому ученикам здесь комфортно.

Почти весь преподавательский состав нашего учреждения – дипломированные специа­листы. При этом все систематически проходят курсы повышения квалификации. Поэтому каждый учитель, воспитатель и педагог школы готов работать с «особыми» учениками, знает адаптированные программы и специальные методики преподавания, владеет технологиями обучения, воспитания и коррекции таких детей и подростков, может разработать специальную индивидуальную программу развития для любого школьника, а значит, понимает, в чём трудности у каждого ребёнка и как с ними справиться.

Программы составляются с учётом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей обучающихся, что позволяет многим ребятам успешно осваивать программу. У нас немало отличников. А вот двоечников не бывает и второгодников тоже. Если ребёнок не справляется с программой, значит, она ему не подходит. Педагог вносит коррективы, и ученик начинает всё успевать.

Такие поделки мастерят ребята в кружках

СРЕДИ СВОИХ

– Как удаётся обеспечивать такой индивидуальный подход?

– Это непросто, но возможно. Во-первых, наполняемость классов небольшая. Это позволяет учителю уделять детям столько внимания, сколько необходимо: объяснить, поправить, подчеркнуть то, что у него получается лучше всего. Детей изначально приучают к правилам поведения в школе, соблюдению гигиенических норм, потому что самые большие трудности связаны с несформированностью навыков самообслуживания. Поэтому те, кто не первый год обучается у нас, самостоятельно выполняют требования, предъявляемые к ученику. А «новичкам» помогают одноклассники.

В этом году в школе начал работать тьютор*, что значительно облегчает образовательный процесс, так как он, в первую очередь, обеспечивает индивидуальное обучение отдельных школьников, во вторую, помогает сохранять порядок во время урока.

Кроме того, малочисленность классного коллектива способствует формированию дружеских взаимоотношений. Здесь ребёнок не чувствует себя «белой вороной» – он в среде таких же, как и сам.

Индивидуальный подход возможен и благодаря дополнительным коррекционным занятиям с логопедом и психологом. Специалисты наблюдают за учеником не только в изолированной ситуации коррекционного занятия, но и в любой момент его пребывания в школе, что расширяет возможности коррекционного сопровождения: проблема каждого ребёнка изучается углублённо и системно, обеспечивается взаимосвязь с учителями и педагогами. Программа коррекции максимально приближена к потребностям детей, ученики получают специальные услуги комплексно и компетентно.

ПОСЛЕ УРОКОВ

– Ольга Львовна, слышала, что в школах, подобных вашей, много внимания уделяют не только учёбе, но и внеурочным занятиям.

– Конечно, жизнь школы продолжается после уроков. Кроме коррекционных занятий, ребят ждут факультативы, внеурочная деятельность, кружки. Большое внимание во второй половине дня уделяется формированию у детей коммуникативных и социальных навыков, трудовых (а у старшеклассников и профессиональных) умений и творческих способностей.

С прошлого учебного года наша школа участвует в проек­те «Школа полного дня», по которому у нас работают шесть кружков: «Радуга», где ребята рисуют, «Вдохновение», «Веселые нотки», кружки «Школа лоскутной техники», «Разноцветные нити» «Умелые руки». Есть у нас и спортивно-оздоровительная секция «Будь здоров!», ориентированная на привитие школьникам основ здорового образа жизни. Хочется отметить, что кружки открыты для всех желающих и доступны для посещения ребятам из других школ.

Наши ученики регулярно участвуют в самых разных творческих конкурсах всех уровней, вплоть до международного. В активе у многих ребят – благодарности, дипломы и грамоты не только за участие, но и за победы.

А какие прекрасные концерты проходят в нашей школе к праздничным датам! Девочки и мальчики демонстрируют самые разные свои таланты: и танцуют, и поют, и декламируют. Устраиваем мы и выставки творческих работ учеников – всегда есть, на что посмотреть.

Детям нравится заниматься творчеством

Я В РАБОЧИЕ ПОЙДУ

– Наверное, всё это позволяет вашим выпускникам в дальнейшем адаптироваться в жизни? Где они могут продолжить образование?

– Конечно, основной задачей школы является подготовка детей к дальнейшей самостоя­тельной жизни и профессио­нальной деятельности, поэтому большое внимание при обучении и воспитании ребят уделяется профориентации. Наши выпускники успешно поступают в техникумы. Затем получают рабочие специальности: маляр, штукатур, цветовод, столяр. Есть выпускники, которые работают кондукторами, дворниками, рабочими в совхозах и на производстве. Кто-то, получив дополнительное образование, трудится сварщиком. Наших выпускниц охотно берут на швейные производства: они с пятого класса ежедневно занимаются швейным делом, поэтому имеют неплохие профессиональные навыки, которые в дальнейшем развивают в техникумах. Некоторые наши ученицы работают в детских садах помощниками воспитателя. Один выпускник стал индивидуальным предпринимателем в сфере торговли.

Практика показывает, что наши дети вырастают трудолюбивыми. Их не утомляет и не раздражает монотонная работа. Они ответственно выполняют поручения. Поэтому большинство находят своё место в профессиональном мире и получают достойную оплату.

ЧЕМ РАНЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ

– Ольга Львовна, что можно сказать родителям, которые уже получили рекомендацию по обучению ребёнка в вашей школе, но не решаются сделать этот шаг?

– В такой ситуации нужно прислушиваться не к своим страхам, а к потребностям детей. Если на психолого-педагогической комиссии вам сказали, что сын или дочка нуждаются в обучении по адаптированной программе, надо знать: это – не падение, это возможность достижения новой вершины, это начало пути! И чем раньше вы это осознаете, тем быстрее ребёнку окажут квалифицированную помощь. Главное – не упустить период, когда школьник может получить максимум поддержки, когда у него можно развить чувство успешности. Это очень важно! Не стоит тянуть с таким решением.

Необучаемых детей нет. И наша школа учит всех, в том числе и тех, кого, казалось бы, обучить невозможно. Вопрос только в том, чему именно и как обучать.

Но если ученика, которому требуется особый подход, оставить в общеобразовательной школе и требовать от него то, что ему просто не по силам, – проиграют все: и ребёнок, и его мама с папой.

Выбор остаётся за родителями, и принудить их принять то или иное решение никто не в праве. Просто подумайте, кто даст более корректную рекомендацию: соседка или специалист, который данной проб­лемой занимается, и те люди, которые на себе и на ребёнке испытали последствия своего правильного или неправильного решения.

Вы же не просто так пришли с ребёнком на комиссию, и специалисты не без основания порекомендовали вам адаптированное обучение. Вот и прислушивайтесь к ним, а не к кому-то со стороны.

* Тьютор – наставник.

Светлана ЮРИНА

Фото предоставлены школой