Узнаваемый стиль Николая Свитова

/ Март 2, 2018/ Это интересно

В ГОРОДСКОМ выставочном зале имени А.А.Маврычева прошла пятая персональная выставка павловского художника Николая Александ­ровича Свитова.

КАЖДЫЙ живописец интересен своим особым взглядом на мир, своим, только ему присущим стилем, своей манерой письма. Всё это в полной мере относится к творчеству Н.А.Свитова. Узнаваемы и его палитра, выдержанная большей частью в сиреневато-розовых оттенках, и сюжеты его пейзажей и натюрмортов.
Выставка была оформлена еще к 9 февраля, но поздравить художника с таким важным событием его друзья, коллеги, любители живописи собрались в выставочном зале 14 февраля, в день рождения Свитова. Может, еще и поэтому мероприятие прошло в теплой, сердечной атмосфере.
В экспозиции – 38 живописных работ и три графических разных жанров, написанных в разные годы: портреты и пейзажи, натюрморты и сюжетные. Плюс несколько десятков этюдов.
Николай Александрович – очень скромный человек, порой застенчивый. Он даже не все свои работы подписывает, считая их далекими от совершенства. При этом есть в его характере твердость и верность своим убеждениям. О том, каков он, рассказали другие. Очень интересно это сделал его старший друг и однокурсник по училищу М.В.Копылов, многие годы отдавший работе в Павловском техникуме народных художественных промыслов России. Образ художника в речах собравшихся предстал очень интересным.
Родился Николай Александ­рович в Ваче, учился в Павлове в школе-интернате. С шестого класса посещал изостудию при Дворце культуры, руководителем которой был А.А.Маврычев. Мальчику на всю жизнь запомнились доброжелательное отношение Аркадия Александровича к ученикам и требовательность ко всему, что касалось художественного творчества.


После восьми классов поступил в Павловское ХРУ № 15 на отделение «Гравёр по художественной обработке металла». На новом уровне продолжилась учеба под руководством А.А.Маврычева, а также у признанного мастера графики И.Ф.Гришаева. Они очень многое сделали для развития его художественного дара.
После окончания училища в 1969 году в течение года работал в Красноярске. «Красивейшие края, – вспоминает художник. – Сибирь…».
Пять лет учился в Чебоксарском государственном педагогическом институте на художественно-графическом факультете. По окончании его вернулся в Павлово и сразу стал активным и постоянным участником ежегодных вернисажей клуба «Павловский художник», а с 1992 года – и выставок, проходящих в городском выставочном зале. Неоднократно принимал участие в областных выставках (г.Н.Новгород, г.Кстово, р.п.Вача и др.).
Но по природе своей Николай Александрович – «кустарь-одиночка». Он любит одиночество. Потому предпочитает ходить на этюды один. Так ему и пишется, и дышится, и думается легче и отраднее. Н.А.Свитов работал во Дворце культуры художником, трудился фрезеровщиком в ОАО «Гидроагрегат». При этом всегда усиленно занимался самообразованием в той сфере, что была ближе всего душе. Он прекрасно знает историю искусств, досконально изучил творчество любимых художников.


А еще он заядлый спортсмен. И потому совсем не случайно многие годы вел секцию в школе № 1 по борьбе слада. Под его руководством ребята добивались значимых успехов.
…На представленных на выставке картинах – заречные просторы, виды реки Оки. Иног­да они узнаваемы, иногда обобщены. Выделяются натюрморты с чайником и самоваром. Сейчас уже и не найдешь в обиходе такого эмалированного сине-сиреневого чайника с изящно изогнутым носиком. Я помню такие, поэтому и разглядывала, как старого знакомца. А как точно передан желто-металлический блеск самовара! Мне очень нравятся эти работы, хотя и вижу их не первый раз.
«Этот чайник хвалил еще Борис Михайлович Хрусталёв, – подошел художник, заметив мой интерес. – Недавно ходил на лыжах в заречный бор, зашел к нему на кладбище, до обидного рано он ушел из жизни, разносторонне талантливым был…».
В этом тоже проявляется характер Свитова, он хранит память о тех, кто был частью его жизни, общение с кем дарило радость.
Николай Александрович не чужд экспериментов в работе. В этом ряду – две картины с букетами цветов у зеркала. Этот прием популярен у художников, и Свитов тоже отдал ему дань. На первой – желтые лилии, а на второй – розы. Обе картины хороши, но розы – особенно.
Любовь ШОВИНА.