Узнаваемый стиль Николая Свитова
В ГОРОДСКОМ выставочном зале имени А.А.Маврычева прошла пятая персональная выставка павловского художника Николая Александровича Свитова.
КАЖДЫЙ живописец интересен своим особым взглядом на мир, своим, только ему присущим стилем, своей манерой письма. Всё это в полной мере относится к творчеству Н.А.Свитова. Узнаваемы и его палитра, выдержанная большей частью в сиреневато-розовых оттенках, и сюжеты его пейзажей и натюрмортов.
Выставка была оформлена еще к 9 февраля, но поздравить художника с таким важным событием его друзья, коллеги, любители живописи собрались в выставочном зале 14 февраля, в день рождения Свитова. Может, еще и поэтому мероприятие прошло в теплой, сердечной атмосфере.
В экспозиции – 38 живописных работ и три графических разных жанров, написанных в разные годы: портреты и пейзажи, натюрморты и сюжетные. Плюс несколько десятков этюдов.
Николай Александрович – очень скромный человек, порой застенчивый. Он даже не все свои работы подписывает, считая их далекими от совершенства. При этом есть в его характере твердость и верность своим убеждениям. О том, каков он, рассказали другие. Очень интересно это сделал его старший друг и однокурсник по училищу М.В.Копылов, многие годы отдавший работе в Павловском техникуме народных художественных промыслов России. Образ художника в речах собравшихся предстал очень интересным.
Родился Николай Александрович в Ваче, учился в Павлове в школе-интернате. С шестого класса посещал изостудию при Дворце культуры, руководителем которой был А.А.Маврычев. Мальчику на всю жизнь запомнились доброжелательное отношение Аркадия Александровича к ученикам и требовательность ко всему, что касалось художественного творчества.
После восьми классов поступил в Павловское ХРУ № 15 на отделение «Гравёр по художественной обработке металла». На новом уровне продолжилась учеба под руководством А.А.Маврычева, а также у признанного мастера графики И.Ф.Гришаева. Они очень многое сделали для развития его художественного дара.
После окончания училища в 1969 году в течение года работал в Красноярске. «Красивейшие края, – вспоминает художник. – Сибирь…».
Пять лет учился в Чебоксарском государственном педагогическом институте на художественно-графическом факультете. По окончании его вернулся в Павлово и сразу стал активным и постоянным участником ежегодных вернисажей клуба «Павловский художник», а с 1992 года – и выставок, проходящих в городском выставочном зале. Неоднократно принимал участие в областных выставках (г.Н.Новгород, г.Кстово, р.п.Вача и др.).
Но по природе своей Николай Александрович – «кустарь-одиночка». Он любит одиночество. Потому предпочитает ходить на этюды один. Так ему и пишется, и дышится, и думается легче и отраднее. Н.А.Свитов работал во Дворце культуры художником, трудился фрезеровщиком в ОАО «Гидроагрегат». При этом всегда усиленно занимался самообразованием в той сфере, что была ближе всего душе. Он прекрасно знает историю искусств, досконально изучил творчество любимых художников.
А еще он заядлый спортсмен. И потому совсем не случайно многие годы вел секцию в школе № 1 по борьбе слада. Под его руководством ребята добивались значимых успехов.
…На представленных на выставке картинах – заречные просторы, виды реки Оки. Иногда они узнаваемы, иногда обобщены. Выделяются натюрморты с чайником и самоваром. Сейчас уже и не найдешь в обиходе такого эмалированного сине-сиреневого чайника с изящно изогнутым носиком. Я помню такие, поэтому и разглядывала, как старого знакомца. А как точно передан желто-металлический блеск самовара! Мне очень нравятся эти работы, хотя и вижу их не первый раз.
«Этот чайник хвалил еще Борис Михайлович Хрусталёв, – подошел художник, заметив мой интерес. – Недавно ходил на лыжах в заречный бор, зашел к нему на кладбище, до обидного рано он ушел из жизни, разносторонне талантливым был…».
В этом тоже проявляется характер Свитова, он хранит память о тех, кто был частью его жизни, общение с кем дарило радость.
Николай Александрович не чужд экспериментов в работе. В этом ряду – две картины с букетами цветов у зеркала. Этот прием популярен у художников, и Свитов тоже отдал ему дань. На первой – желтые лилии, а на второй – розы. Обе картины хороши, но розы – особенно.
Любовь ШОВИНА.