Учитель в вайбере

/ Апрель 15, 2020/ Коронавирус

📌Ещё совсем недавно обучение в школе ассоциировалось у всех нас со звонком, который все слышат, учителем, которого все видят, тетрадками, учебниками, школьной формой, и, конечно, одноклассниками рядом. Буквально за неделю коронавирус, точнее меры, принятые против его распространения, внесли свои коррективы в понимание школьного обучения. Уже вторую неделю оно происходит дистанционно.


👉ИЗ ЧАТОВ – НА ПЛАТФОРМЫ

Теперь все околошкольные разговоры, а чаще переписки в чатах, – об учебных платформах, скорости домашнего Интернета, уровне самоорганизации и мотивации у детей и форматах удалённого общения с учителем. Мы собрали мнения учителей, детей и родителей из разных школ нашего города.
– Все школы приступили к дистанционному обучению. В первые дни были трудности: образовательные Интернет-платформы не справились с одновременным выходом на них педагогов и учеников. Но учителя сориентировались и воспользовались мессенджерами, соцсетями. Первую неделю организационно мы процесс выстроили. Теперь будем переходить из соцсетей на платформы, – комментирует ситуацию с дистанционным обучением начальник управления образования Павловского района Галина ТЮРИНА.

👉ОЖИДАНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ

Задача перейти на дистанционное обучение была поставлена перед школами буквально перед началом весенних каникул. Для того, чтобы на основании рекомендованных областным министерством образования, науки и молодёжной политики алгоритмов школы могли выработать свою стратегию, у них было всего две недели.
Директор школы № 9 Дмитрий СОКОЛОВ поделился тем, как это происходило:
– По большому счёту, наша школа готова была перейти на дистанционку сразу, у нас уже давно сформирована и активно используется база электронных образовательных площадок. За каждой из них в школе закреплён свой куратор, к которому и педагоги, и родители, и дети могли и могут обратиться с вопросами. Увы, на сегодня нет в стране универсальной площадки, где бы был собран материал, подходящий каждому учителю и каждому ученику. Приходится комбинировать.
Школьная рабочая группа во время подготовки смоделировала учебный день. Важно было осознать, как осязаемый процесс очного обучения перейдёт в дистанционный без потери контроля за ним, за детьми. Было решено сделать резерв основному нашему ресурсу – Дневник.ру – для формирования базы заданий на уроки и самостоятельную работу.
Мы предусмотрели перекличку, чтобы понимать, кто учится, кто на месте. Ведь в дистанционном обучении важна самоорганизация, но без «руководящей» роли учителя, классного руководителя, сложно было бы и детям, и родителям. Мы смогли разработать стандарт, позволяющий систематизировать работу. Ему следуют и учителя, и дети.
Теперь о реальности. Наступила она, как известно, 6 апреля, с прогнозируемого «обвала» Дневника.ру и части других платформ. Вот где пригодился наш резерв – все классы получили задания вовремя. Вопрос возник в доступе к платформам. Здесь мы в ручном режиме отрабатывали, но многие педагоги уже в понедельник-вторник проводили уроки-конференции либо использовали ресурсы, которые работали.
Хотя учителя в основном работают дистанционно, наше профессиональное общение не прерывается ни на час. Его даже больше, чем в обычное время. Мы готовим друг для друга обучающие видео, показывая, как освоить ту или иную технологию, подбадриваем друг друга, ведь дистанционное обучение в таком объёме мы не реализовывали никогда и не только возросла нагрузка на учителя – изменился формат работы.
Тяжело и родителям. Поэтому и акцию министерства образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области «Неделя без двоек»  поддержали.
По итогам первой недели работы мы провели опрос, где родители поделились тем, с какими сложностями они сталкиваются и предложениями, как улучшить процесс. Все отзывы – в работе.
На второй неделе всё идёт уже по проторённой дорожке, от стресса отошли. Наши педагоги всё глубже осваивают формат дистанционного и онлайн-обучения. Учителям, детям и родителям огромное спасибо за взаимопонимание!

👉ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЁТАМИ

А вот, что рассказал о первой неделе «дистанционки» в школе № 10 учитель информатики Виктор ХАРИТИНОВ:
– Неделя была сложная, хотя и готовились к этому, в том числе и морально. Дома я устроил себе «центр управления полётами»: всю технику, что можно было, на работе оставил подключённой к удалёнке, чтобы можно было достать до всего.
В понедельник телефон плавился от звонков: «Восстановите мой пароль», «А куда мне нажать?», «А у меня что-то здесь поехало». Самая главная проблема – неработающая платформа Дневник.ру. Всё, что было туда выложено за выходные учителями, было временно потеряно. Пришлось оперативно решать вопросы с помощью мессенджеров и соцсетей.
В условиях, когда онлайн-платформы «висят», нам очень помогла установленная на школьном сервере система для видеоконференций TrueConf: во многих классах онлайн-уроки проходили с помощью неё.
Для тех ребят, кто не имеет технической возможности обучаться онлайн, мы оставляем задания в школе, на вахте, где они его забирают и потом выполняют дома.
О том, как можно выходить из ситуации, когда должным образом не работают онлайн-платформы для обучения, рассказала и учитель математики школы № 9 Наталья САВИНА:
– Я для проведения уроков использую youtube.ru. Туда загружаю заранее записанные видео-уроки, учащиеся составляют по ним конспект. Затем им предлагается пройти тест, составленный с помощью google-документов, с аналогичными заданиями. Несомненный плюс такого урока в том, что происходит автоматизация проверки работ учащихся, и ученики получают мгновенную обратную связь, то есть видят, сколько баллов набрали за тест, и где ошиблись. Однако, создание такого урока требует от учителя много времени.

👉СО СТОРОНЫ РОДИТЕЛЕЙ

– Дистанционно учиться детям сложно. Мы с мужем работаем, поэтому двое моих школьников днём пытаются разобраться с учёбой сами. Конечно, им не хватает и самоорганизации, и мотивации, да и платформы, с помощью которых даются задания, часто подводят… Если честно, нет времени с обоими всё как следует разобрать после работы, потому что требует внимания ещё и младший ребёнок, дошкольник… И тот факт, что мальчишкам приходится сидеть целыми днями в квартире, нельзя даже прогуляться, чтобы выпустить пар, усугубляет дело, – поделилась Ирина, мама троих детей.

А вот какую обратную связь от родителей получают павловские школы:

– Учитель–молодец! Быстро адаптировалась к обстановке. Всегда на телефоне, при каких-либо непонятных ситуациях безотказно помогает. Претензии только к Интернет-платформам. Они не справляются!

– Само дистанционное обучение пока вызывает отторжение. Но работой классного руководителя очень довольны, потому что она всегда на связи, контролирует процесс, чтобы не было сбоев с проведением уроков, и помогает, если возникают какие-либо трудности в процессе обучения.

– Очень сложно, когда в семье несколько учеников – всё постоянно зависает, и при этом родители не слишком технически подкованы. Очень тяжело!

👉А ЕСЛИ МАМА — УЧИТЕЛЬ?

Есть и такие, кто одновременно находится в роли и педагога, и родителя. Вот так строится день в семье учителя начальных классов школы № 9 Надежды УСПЕНСКОЙ:
– Я вечером готовлю классное задание и материал для домашней работы. Записываю объяснение новой темы в голосовых сообщениях. Сделанные домашние задания ребята с помощью родителей присылают мне в течение дня. Я стараюсь каждому дать консультацию, если нужно, ещё раз объяснить. Это занимает достаточно много времени: телефон из рук не выпускаю весь день. Платформы Якласс и Учи.ру мы тоже используем. Мои второклассники в большей степени, чем старшие ребята, требуют поддержки и помощи со стороны родителей. При этом часть мам и пап работает, а другие – вынуждены участвовать прежде всего в обучении старших ребят в своей семье.
Несмотря на то, что рядом учится мой сын-пятиклассник, вмешиваться в процесс его обучения мне, чаще всего, совершенно некогда.
Некоторым родителям кажется, что дистанционное обучение полностью легло на их плечи, и я очень их понимаю. При этом знаю, что и мне, и большинству коллег такой формат ничуть не уменьшил нагрузку, а только добавил.
Единственный человек, который вообще не понимает, что происходит, это младший сын, который обычно ходит в детский сад. Ему очень трудно понять, почему все дома, но играть с ним, чаще всего, никто не может: все заняты.

👉САМ? НЕТ, ЛУЧШЕ В ШКОЛУ!

Родителям часто сложнее разобраться с технической стороной вопроса, чем не самым младшим детям, – это факт. Казалось бы, ребята попали в свою «электронную» стихию и должны быть рады этому. У кого-то так и происходит, но оказалось, что даже у самых старших на первый план вышли проблемы с самодисциплиной и мотивацией. Вот какими мнениями поделились с нами старшеклассники павловских школ:

– Дистанционное обуче­ние удобно для изучения материалов предметов. Учителя поддерживают связь, из-за чего можно задать вопрос, и тебе всегда ответят. Самый главный плюс – всё проходит дома. В любой момент можно сходить покушать или отвлечься на пять минут и отдох­нуть от заданий.
Иногда учителя заваливают домашними заданиями, из-за чего приходится сидеть до вечера, но так же было и в обычное время. Дистанционное обучение – это не каникулы, а такая же учёба, которая занимает столько же времени и сил. Но так как это происходит дома, всё немного легче.

– Такая форма обучения меня вполне устраивает, можно без спешки сделать всё то, что мы успеваем сделать и за урок в самой школе. Правда, не хватает той самой официальной обстановки, которая присутствует во время обучения в классе.

– Дистанционное обучение явно выигрывает по времени (дорога, сбор в школу). Но из плюсов, пожалуй, всё.
Дома гораздо сложнее сосредоточиться, это и уведомления в соцсетях, и телевизор, который смотрят родители в соседней комнате, и по­стоян­ное желание поесть. В общем, не лучшая среда для людей с низким уровнем самоорганизации. В школе стоящий над тобой учитель обязывает к продуктивной работе, плюс если что-то непонятно, можно на месте обратиться и получить исчерпывающий ответ, на дистанционке с этим всё сложнее, в голосовом сообщении и без привычной доски с мелом материал воспринимается куда тяжелее.

Второклассники видят си­туацию проще:
– Учиться дома получается нормально, помогает мама. Но уже хочется пойти в школу, на обычный урок и увидеть учителя и друзей!

Дистанционное обучение – вынужденная мера, призванная защитить здоровье всех, участвующих в учебном процессе. Для всех это стало в некотором роде испытанием. Каков выход? Только один: договариваться, помогать и поддерживать друг друга, и, конечно, каждому делать всё, чтобы обучение как можно скорее могло
стать очным.

Елена ГОРБУНОВА
Фото автора