STEM – значит, в ногу со временем

/ Июнь 2, 2021/ Детская площадка

Дети приходят в наш мир исследователями – это их естественное состояние. Задача взрослых, родителей и педагогов, не дать погаснуть врождённому огоньку любознательности, стремлению узнавать, исследовать новое, помогать развитию познавательной активности девочек и мальчиков. Как это сделать, знают воспитатели павловского детского сада № 21 «Теремок».

ПОИСК НОВОГО

В настоящее время ускоряющийся научно-технический прогресс ставит перед обществом совершенно новые задачи. Нашим детям, когда они станут взрослыми, возможно, придётся овладевать профессиями, которых сегодня пока не существует, поэтому так важно подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое потребует от него особых интеллектуальных способностей, направленных на умение ориентироваться в потоке быстро меняющейся информации и применять полученные знания на практике.

Поиск современных технологий образования дошкольника – приоритетная задача дошкольных учреждений, и наш детский сад № 21 «Теремок» тоже старается идти в ногу со временем, осваивая новые программы и применяя новые технологии. Одна из них – технология «STEM-образования». Благодаря ей дошкольники могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно, и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, а в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное.

Что же такое «STEM-образование»? Это комплексное обучение на основе инженерии, математики, технологии. Педагоги нашего детского сада изучили данный метод, проанализировали свои возможности и стали создавать необходимую развивающую среду. Для детсада приобрели робототехнические устройства: «Дидактическая система Фрёбеля»; образовательный модуль «Йохокуб», оборудование для ЛЕГО-конструирования и многое другое.

СТРОИМ САМИ

Дети сразу оценили конструктор. Набор пластмассовых деталей для сборки и моделирования, в котором есть движущиеся и вращающиеся детали, фигурки людей и животных, колеса, даёт большие возможности для творчества.

Воспитатель старшей группы Елена Плигина предложила детям стать инженерами и строителями и со­здать «Парк аттракционов» из конструктора. Юные инженеры планировали последовательность своих действий: сооружали площадку из пластин, подготавливали необходимые детали, основу под качели и карусели. Потом начали собирать аттракционы, расставлять деревья, скамейки, кафе и всё необходимое для отдыха. Вместе с воспитателем дети находили новые способы соединения деталей, творчески решали возникающие проблемы в конструировании.

Как только всё было готово, наш парк аттракционов открылся. В гости в него пришли человечки и животные.

ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ

Ребята познакомились с развивающим игровым набором «Дары Фридриха Фрёбеля» – это модули, изготовленные из экологически чистого материала – дерева, упакованные в деревянные ящики. Использование игрового набора развивает у детей наблюдательность, пространственное мышление, сенсорное восприятие, творческие способности, речь и зрительно-моторную координацию. Дети, играя, знакомятся с геометрическими фигурами, телами, числами, учатся сортировать, классифицировать, сравнивать, складывать, составлять последовательности.

Начинать такую работу можно уже с детками из младшей группы. Первый дар – цветные шарики на верёвочках. Воспитатель Екатерина Чапурина предложила малышам выбрать объёмные геометрические фигуры (шарики, цилиндры, кубики) разного цвета и надеть их на веревочку, чтобы получились разно­цветные бусы.

Затем задание усложнили, и украшение надо было собрать в цветной последовательности. Потом дети сами придумывали какую-либо последовательность и собирали различные бусы.

Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера.

Джон ДЬЮИ

 

СВОЙ МАРШРУТ

Воспитатель Алевтина Шипаёва детям в средней группе предложила самостоятельно создать ритмические узоры, используя карты игровых наборов «Наша одежда», «Чаепитие друзей», «Дымковские узоры». Ребятишки складывали узор, чередуя элементы наборов по форме, цвету и размеру.

В подготовительной группе воспитатель Светлана Антонова познакомила воспитанников с набором по континентам «Дальние страны». Игроки берут по одной карточке с изображением континентов (различаются по размеру и цвету) и фишки разного цвета, с помощью которых выстраивают маршрут. Детям нужно совершить путешествие по заранее составленному пути. Строя мосты от одного континента к другому, прокладывая маршрут в виде мостика, ребята подбирают отрезки нужной длины и необходимого цвета. Цель игры – завершить путешествие раньше соперника.

Ещё один приём, который нравится девочкам и мальчикам, – составление сказки. Во время занятия по развитию речи мы не просто читаем, а выкладываем сказочный сюжет из различных фигур, заранее договариваясь, какие символы будут соответствовать героям и предметам сказки.

ПО СЛЕДАМ КОРОЕДА

С модулем «Экспериментирование с живой и неживой природой» воспитанники подготовительной группы вместе с воспитателем Светланой Антоновой проводили эксперименты с водой, рассматривали под микроскопом следы короеда, сами определяли поля магнитов, делали измерения, сравнения и выводы после краткосрочных и длительных наблюдений.

А какой восторг произвёл вулкан! Его извержение поэтапно вызывали «научные сотрудники» – сами дети (конечно, под контролем «руководителя лаборатории»).

ВОТ ТАК ПЧЁЛКА!

Для занятия робототехникой в детском саду есть робот Bee-bot «Умная пчела». С его помощью дошколята делали первые шаги в программировании, учились планировать свои действия.

Мини-робот прост в управлении и напоминает пчелу со сложенными крыльями. На прочном корпусе (на спинке) размещаются яркие кнопки, позволяющие направлять устройства в разные стороны.

Воспитатель Ольга Лазарева использовала техническую новинку с детьми старшего дошкольного возраста. Для тех, кто освоил простейшие действия с роботом, предлагаются тематические коврики. Они делают игры с «Умной пчелой» сложнее и разнообразнее. Каждый коврик предназначен для контроля прохождения роботом заданных точек на карте. Коврики имеют различный дизайн: геометрические фигуры, цифры.

Например, дети выбирают любую геометрическую фигуру и учатся запрограммировать «Умную пчёлку» так, чтобы она доехала до задуманной фигуры. Или же, например, воспитатель задает детям пример, а вместо устного ответа ребёнок запрограммирует – доехать до правильной цифры.

И ДАЖЕ 3D

В нашем «Теремке» есть развивающее пособие ­«Йохокуб» – это универсальный конструктор XXI века, направленный на развитие навыков 3D-моделирования. Все детали набора – из прочного экологичного картона, они надёжно и легко крепятся друг к другу, не рассыпаются и не мнутся. Здесь есть кубики и призмы, которые собираются из плоской формы без клея и ножниц и соединяются между собой скобами в любом направлении – получается абсолютно любой арт-объект. Детали можно декорировать наклейками, рисунками, аппликациями или пересобрать в другие детали.

Знакомство с новой методикой вызвало восторг и у педагогов, и у детей старшего дошкольного возраста. Сов­местное складывание деталей для дальнейшего конструи­рования превратило ребят в изобретателей, укрепило дружбу, взаимопонимание, умение работать в команде.

ВСЁ В ДЕЛО

Разнообразная развивающая среда – множество конструкторов, логические панели, сортировщики, вкладыши, планшеты с заданиями из разных познавательных областей, игры Никитина, палочки Кюизинера, блоки Дьенеша, разные мозаики – привлекает детей своей яркостью, всё просится в руки для обследования и побуждает делать открытия даже малоактивных ребятишек, давая им возможность поверить в свои силы.
В нашем детском саду дети младшего дошкольного возраста с большим интересом получают новые знания, играя на интерактивном столе, а для старших дошкольников активно используются интерактивные доски и панель.

Ольга ЛАЗАРЕВА

Фото автора