Воевал за Родину, а не за награды

/ Декабрь 23, 2020/ Победный май-75

С каждым годом всё меньше и меньше остаётся в строю живых участников Великой Отечественной войны. Тем более радостно рассказать о Василии Сысуеве – человеке, прошедшем войну с первого дня до полной Победы, которому в год её 75-летнего юбилея исполняется 100 лет.

Вместе с железнодорожными войсками Василий Сысуев участвовал в восстановлении разрушенных путей, мостов, станционных сооружений, действуя сплошь и рядом под огнём врага.

ЕЩЁ ДО ВОЙНЫ

Василий Фёдорович Сысуев родился 18 декабря 1920 года в деревне Крутцы Дивеевского района в крестьянской семье, в которой было шестеро детей. Вскоре они перебрались в Павлово.

После семилетки юноша поступил в Ардатовский сельскохозяйственный техникум. В конце 1940 года Василия призвали в Рабоче-крестьянскую Красную армию в железнодорожные войска, служить в которых в то время было так же почётно, как и в морской пехоте. Проходил службу в Челябинске в учебной роте младших командиров. В начале июня 1941 года курсантов направили в Западную Украи­ну для усиления охраны, обслуживания и строительства железнодорожных путей у новых границ.

АДСКИЕ ДНИ И НОЧИ

Вскоре после разгрузки на станции Збараж Львовской области курсанты ещё продолжали устраиваться на новом месте, когда немецкая авиация приступила к бомбёжкам железнодорожных узлов. Так для Василия начался боевой путь длиной более четырёх лет.
– К сожалению, об участии железнодорожных ­войск в вой­не не так много написано, – отмечает Василий Фёдорович. – А заслуги у них велики. Им были поставлены задачи по заграждению и техническому прикрытию железнодорожных объектов от авиа­налётов, быстрой ликвидации последствий после бомбёжек вражеской авиацией.

Для этого срочно формировались бронепоезда, на один из которых направили Василия Сысуева командиром отделения минно-подрывного взвода. Несмотря на систематические бомбардировки и обстрелы, проводилась эвакуация предприятий, научно-исследовательских учреждений, более 40 театров, по железной дороге на паровозах вывози­лось колхозное имущество.

Это были адские дни и ночи! Сутками железнодорожники работали без сна и отдыха на восстановлении разрушенного врагом. При отходе же войск на новые рубежи железнодорожные батальоны вместе с сотрудниками станций производили взрывные работы, сдерживая стремительное продвижение вражеских войск.

УХОДИЛИ ПОСЛЕДНИМИ

Расчёту бронепоезда неоднократно приходилось вступать в бой с противником в качестве стрелковых частей. – Мы всегда уходили последними, – говорит ветеран.
Ему особенно памятен эпизод, когда наши войска в августе 1941-го обороняли станцию Щорс северо–восточнее Киева, через которую сплошным потоком двигались эшелоны: на восток с эвакуированным оборудованием и населением, на запад с вой­сками и техникой.
На станции шли упорные бои, наши части героически сражались, отбивая за день по несколько атак врага. Через станцию в обоих направлениях продолжали без остановок проходить поезда. На разъезде скопилось несколько порожних эшелонов, которые ожидали отходящие части для их погрузки и эвакуации на восток. Взводу, в котором Сысуев командовал отделением, приказали заминировать и после отхода последнего эшелона подорвать станцию.
Приказ был получен ближе к вечеру, когда бойцы подрывали шоссейные мосты в трёх километрах от станции.

В послужном списке Василия Сысуева – участие в ликвидации вражеской группировки в Восточной Пруссии и взятии города-крепости Кёнигсберг.

В ОЖИДАНИИ НАСТУПЛЕНИЯ

Деревянные постройки, объятые огнём, догорали. Эвакуация первого эшелона прошла спокойно. Затем ушёл второй. При подготовке к отправлению третьего на востоке забрезжило, осталось погрузить на две последние платформы пушки и походные кухни. В это время немцы предприняли очередную атаку. Бронепоезд встретил фашистов огнём и тем самым задержал их на некоторое время. Третий эшелон ушёл в четвёртом часу утра.

Несмотря на героическое сопротивление наших бойцов, немцам ценой значительных потерь удалось вплотную подойти к станции. По всему было видно, что группа прикрытия не может держать оборону, и фашисты в любой момент прорвутся. Надо было продержаться до наступления ночи, чтобы под её покровом отправить последние эшелоны. Отделение Сысуева заняло боевые позиции по периметру станции. Наши бойцы быстро подготовили ячейки и залегли в них, ожидая наступавших гитлеровцев.

ДЕРЗКАЯ ОПЕРАЦИЯ

Пехотинцы и железнодорожники дружным плотным ружейным и пулемётным огнём с бронепоезда встретили врага – атака захлебнулась. Тогда немцы вызвали авиацию. Это был неравный героический поединок бронепоезда с вражеской пехотой и самолётами. Одна из бомб повредила железнодорожное полотно, бронепоезд сошёл с рельсов и встал. Все, кто мог держать оружие, заняли круговую оборону, кроме ремонтной бригады, которая под непрерывным обстрелом восстанавливала полотно и ставила бронепоезд на рельсы. Действовали быстро и умело, дорожа каждой минутой.

Поняв, что состав обездвижен, фашисты бросили несколько танков пехоту, чтобы его захватить. Красноармейцы мужественно отбивались от наседавшего врага. Была подбита одна из двух прорвавшихся вражеских машин, пехоту отсекли пулемётным огнём. Атака захлебнулась, потом вторая, третья…

В ночь ремонтники восстановили полотно и с помощью специальных домкратов поставили паровоз на рельсы. На рассвете бронепоезд последним покинул станцию, увозя оборонявшихся бойцов и железнодорожников. Это была дерзкая операция по спасению мощной боевой единицы, какой являлся
бронепоезд.

ОТ КИЕВА И ДАЛЬШЕ

В дальнейшем бронепоезд, на котором служил Василий Сысуев, участвовал в эвакуации Киевского гарнизона, обеспечивал выполнение боевых операций войск Юго-Западного фронта. В декабре 1941 года группировка наших войск попала в окружение и понесла тяжёлые потери. Бронепоезд пришлось взо­рвать, чтобы он не достался врагу. Сысуеву с несколькими бойцами удалось выбраться из окружения.

В начале 1942 года шли упорные бои по освобождению нашей страны от захватчиков. Отступая, немцы стремились заминировать и взо­рвать всё, что можно уничтожить. Железнодорожникам-минёрам пришлось много поработать по разминированию железнодорожных путей, станций, вагонов. Войска нуждались в квалифицированных специалистах по разминированию и уничтожению мин, разных взрывных устройств и хитрых ловушек, которые враги оставляли после себя.

В начале 1943 года Сысуева, как опытного взрывника, посылают в Ярославль на ускоренные офицерские курсы. После окончания училища в апреле 1944-го в звании лейтенанта Василия направили в состав Белорусского фронта, где он командовал на бронепоезде взводом минёров в ходе операции «Багратион» по освобождению Белоруссии.

ЛОВУШКА ДЛЯ ЯПОНЦА

В апреле 1945-го команда бронепоезда отправилась на Дальний Восток, где полным ходом велась подготовка к войне с Японией. Во время следования на новое место назначения бойцы получили радостное известие о победе над Германией. После прибытия приступили к охране побережья и железной дороги от возможных вылазок японских десантов.

К началу войны с Японией на Дальнем Востоке и в Забайкалье были сосредоточены около 100 бронепоездов. Когда советские войска прорвали оборонительные рубежи Квантунской армии, вглубь Маньчжурии из состава ПВО Дальневосточного фронта выдвинулись 12 бронепоездов для артиллерийской подготовки и поддержки войск, наступавших на укреплённые районы.
Во время одного из рейдов два наших бронепоезда устроили ловушку для японского, выманив его на открытое пространство, где он попал под поражающий огонь наших пушек и после короткого боя сдался. Василий Сысуев в этом бою командовал бойцами, которые под пулемётным огнём сумели подорвать рельсы на пути отхода вражеской крепости. За эту смелую операцию его наградили орденом Красной Звезды.

ЗАСЛУЖЕННЫЕ НАГРАДЫ

После капитуляции Японии офицер Сысуев пять лет служил в Китае, помогая китайским товарищам в борьбе за независимость. Родина высоко оценила его боевые заслуги: он награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны второй степени, медалями «За отвагу»,«За боевые заслуги», «За оборону Киева», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией», «За победу над Японией», множеством юбилейных и памятных медалей и знаков.

Василий Фёдорович продолжал службу в железнодорожных войсках на различных офицерских должностях до 1957 года. После демобилизации в звании майора запаса железнодорожных войск­ он вернулся в Павлово, работал начальником охраны на Автобусном заводе, потом возглавил городской комитет ­ДОССАФ, где вёл большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи. Каждый год 6 августа Василий Фёдорович отмечает праздник железнодорожных войск.

НЕ ИСКАЛ ЛЁГКОГО ПУТИ

С 1974 года до ухода на пенсию Василий Фёдорович трудился на Механическом заводе слесарем-испытателем, начальником команды отдела охраны завода. Коммунист, ветеран войны никогда не искал лёгкого пути в жизни. Будучи на пенсии, возглавлял опорный пункт охраны общественного порядка на Южном посёлке, помогая милиции. Во время его работы нарушений в микрорайоне стало заметно меньше.

Пока позволяло здоровье, Василий Фёдорович часто встречался с молодёжью, рассказывая о военных годах, о тяжёлых фронтовых путях-дорогах, о нашей славной армии, пронёсшей свои боевые знамена до Берлина. Когда ветерану стало тяжело проводить встречи, его навещали школьники, юные краеведы, которые по крупицам собирают историю подвигов наших земляков.

БОЕВАЯ РОДНЯ

Сейчас в связи с пандемией семья оберегает ветерана, но по телефону с ним можно говорить на любую тему. Ему есть что рассказать и о судьбе своих братьев Фёдора и Михаила – участников войны. Фёдор спасал жизни раненых в медсанбатах, где проводил операции в качестве фельдшера при постоянной нехватке хирургов. Младший брат Михаил – пехотинец, служил в разведке, попал в плен, испытал все ужасы немецких концлагерей, выжил, но вспоминать об этом не желает.

Воевали и братья жены Валентины Ивановны, в девичестве Носовой. Борис – боевой лётчик, его истребитель дважды сбивали, но пилоту удалось спастись. Другой брат Сергей тоже участвовал в боевых действиях. Им обоим посчастливилось выжить.

СЧАСТЛИВЫ ВМЕСТЕ

С будущей женой Василий Фёдорович познакомился на Автобусном заводе. Валентина Ивановна – труженица тыла, в годы войны работала на торфоразработках за Тумботином, видела таран фашистского самолёта лётчиком Шавуриным. После окончания Ленинградского экономического техникума трудилась несколько лет в Красноярске. Потом вернулась в Павлово, работала в бухгалтериях Автобусного завода, завода имени Кирова.

В дружной семье Сысуе­вых – два замечательных сына Аркадий и Анатолий, трое внуков и шесть правнуков. Для них ветераны войны и труда – гордость и пример мужества, патриотизма и силы характера. Дети и внуки постоян­но опекают своих
долгожителей.

Василий Фёдорович любит природу, проводил в саду эксперименты по прививке плодовых деревьев, разводил цветы, увлекался пчёлами. До недавних пор его можно было видеть на прогулках по Дальней круче.

АКТИВНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ

18 декабря Василию Фёдоровичу Сысуеву исполняется 100 лет. Возраст, конечно, солидный, ветеран стал уставать, беспокоит давление, но оптимизм, аккуратность во всем, по-прежнему чётко звучащий командный голос говорят о неиссякаемой силе характера бывшего фронтовика. В одном из интервью он сказал: 

– Мы воевали за Родину, а не за награды. Мужество и долготерпение миллионов безвестных героев привело к тому, что мы победили. Я горжусь тем, что был солдатом в 1941-м, а в 1945 – офицером, и всем желаю быть здоровыми и счастливыми, чтобы прожить не меньше, чем я.