И к нам праздник приехал

/ Август 26, 2021/ Нижнему Новгороду - 800

Почти три десятка красавцев-аристократов приветствовали павловчан своими гудками на набережной в минувшее воскресенье. Речь – о ретро-автомобилях ГАЗ‑21. Автопробег в честь 800-летия Нижнего Новгорода и 65-летия выпуска первого авто этой серии принёс частичку праздника и в наш город. Сигналя, и с музыкой!

ПОЧТЕННЫЕ АВТО

«Почтенные господа прибыли», – что-то такое пришло мне на ум, когда колонна из 27 ГАЗов заехала на набережную и расположилась в два ряда. «Не господа, а товарищи» – поправите вы меня, и будете правы. В Советском Союзе, откуда родом эти авто, «господ» не было.

Так вот, «уважаемые товарищи» – автомобили ГАЗ‑21 разных годов выпуска – все в прекрасной форме, как и положено авто-аристократам, начищены до блеска изнутри и снаружи. Отличались друг от друга немного – формами, яркими цветами (более старые модели – двухцветные), количеством хрома в окантовке окон, в дизайне. И конечно, символ завода ГАЗ и Нижнего Новгорода (тогда города Горький) – олень! Он украшает капоты моделей, выпущенных до 1962 года.

НА РОДИНУ — КОНВЕЙЕР ГАЗА

О том, как провели минувшие выходные участники пробега, рассказал один из организаторов праздничного мероприятия, возглавляющий клуб любителей машин «ГАЗ‑21», Станислав РАСТАЕВ.

– Около 50 автомобилей участвуют в пробеге. Максимальное количество, которое мы собирали за эти дни – 90 машин. В нашей колонне были автомобили из Москвы, Волгограда, Тулы, Подольска, Санкт-Петербурга, Мурманска. Здесь есть участники даже из Беларуси.

Цель пробега – побывать на праздновании юбилея Нижнего Новгорода. А ещё отметить важную дату – 65 лет с момента выпуска «Волги». Выпуск «Волги‑21» в 1956 году стал знаковым событием для всей страны: появился доступный автомобиль, он стал одним из самых массовых.

В субботу мы посетили завод ГАЗ, где кроме дирекции завода присутствовали представители руководства города Нижнего Новгорода. Мы проехали по главному конвейеру, посмотрели, как собираются «потомки» наших «Волг» – «ГАЗели».
А сегодня по приглашению администрации города Павлово, мы проехали мимо завода «ПАЗ». Считаю, что это тоже гордость нашей страны, очень приятно, что предприятие до сих пор работает. Кроме этого мы решили устроить небольшой праздник для павловчан и показать автомобили здесь, на набережной. А сами посетим сейчас ваш замечательный музей.

ЛЮБИТЕЛИ РЕТРО

Как удалось сохранить ГАЗы в таком хорошем состоянии? Станислав ответил на несколько вопросов журналистов.

– Насколько сложно и долго реставрировать такой автомобиль?

– Конечно, дело это небыстрое. Если речь идёт о полноценной реставрации, то есть об использовании «родных» деталей, то процесс происходит годами. Свой автомобиль я приводил в порядок в течение пяти лет. При необходимой замене деталей пытался сохранить их достоверность. Хотелось использовать комплектующие, которые были сделаны на заводе, того же года выпуска и той же серии. Вообще мой автомобиль собирался из двух машин. Запчасти приходилось искать по всей территории бывшего Советского Союза. Некоторые приехали из Украины, Белоруссии, Казахстана, что-то даже с Дальнего Востока.

– Откуда к участникам вашего клуба попадают автомобили?

– Бывает по-разному. Первый мой ГАЗ из города Копейска. Предыдущий владелец изначально покупал его для себя, но решил продавать, потому что осознал, что автомобиль достаточно сложный, чтобы во всём разобраться и поддерживать его на ходу. А я с удовольствием его купил.

Большинство автомобилей либо хорошо сохранились, либо хорошо отреставрированы. Есть авто, которые входят в реестр Горький-ГАЗ.

Для многих удивительно, что использовались такие разные цвета для этих машин. Палитра заводской окраски была действительно богатая. Кроме этого, самые первые авто красились в два цвета. Ветераны завода рассказывали нам, что делать это было довольно сложно. При этом экономика была плановой, и от руководства завода требовалось выпускать максимальное количество автомобилей. Сейчас 95 процентов наших авто – в заводской палитре.

В цветных советских фильмах 1950-х любили снимать новые разноцветные «Волги». Машины стали одним из символов оттепели – времени надежд в СССР.

ВАЖЕН ПРОЦЕСС

– Поддерживает ли завод ГАЗ вас в плане реставрации машин?

– Нет, но такой задачи и не стояло­. Для многих участников нашего клуба важен сам процесс реставрации, в котором они сами участвуют. Завод ГАЗ поддерживает нас в том плане, что периодически приглашает в гости, чтобы посетить конвейер. Это интересно не только нам, людям среднего возраста, но и детям. Важно, чтобы они понимали масштабы, в которых было развито производство авто в советское время, и то, что и сейчас всё это работает.

ВНУТРИ – КОМФОРТ

Несколько десятков павловчан вместе с детьми фотографировались с поч­тенными авто, заглядывали в салон и общались с хозяевами машин.

– Было такое: остановил меня гаиш­ник, видит – в салоне ребёнок. Интересовался, как мы смогли закрепить современное детское автокресло на сиденье ГАЗ‑21? Тогда даже простые ремни безопасности не были преду­смотрены, – рассказывает владелец автомобиля с белорусскими номерами старого образца.

Действительно, салон автомобилей, выпущенных 60 лет назад, и современных машин отличается очень сильно. Впереди здесь – не отдельные сиденья, а удобный мягкий диван, который превращается в раскладной, опи­раясь на откидные ножки. Такая особенность была оценена владельцами авто: с ГАЗ‑21 в путешествиях можно было вполне удобно переночевать в машине.

Усесться на переднем диване можно было, как нравится, ведь ремни безопасности не предусматривались даже на выходе с конвейера. В некоторых моделях коробка переключения скоростей – с помощью рычага, который можно встретить на рулевом колесе. Получается, что сесть впереди можно троим, ведь на полу отсутствует кулиса.

МАШИНЫ, КАК ИЗ «ТАЧЕК»?

– Мне эти машины напоминают Дока Хадсона из мультфильма «Тачки», – удивляет меня своими ассоциациями 10-летний сын.

А ведь и правда, прототип героя-автомобиля американца Дока Хадсона из известного мультика про Молнию Маккуина – это почти ровесник наших ГАЗов‑21. Хоть и производили авто в разных странах, а нечто общее в дизайне тех времён считывается легко. На современных дорогах подобные машины встретить и рассмотреть у мальчишек шансов куда меньше, чем в мультфильме, но только не сегодня!

– Удобно сидеть, сиденье мягкое, красивый руль и большой круглый прибор за ним (спидометр. – Авт.), – это запомнилось счастливчику Коле: ему разрешили посидеть за рулём двухцветного зелёного красавца.

«ВОЛГА» – ЧЛЕН СЕМЬИ

Дмитрий КИЛЬПИО из Москвы участвует в пробеге вместе со всей семьёй: супругой Марией и сыновьями – старшим Саввой и младшим Львом.

– Машина – это тоже член семьи, – улыбается Дмитрий, – Мы все очень любим путешествовать по городам России, уже пять раз были на выставках ретроавтомобилей в разных городах Европы. Пять раз представляли Россию в Финляндии, а в 2017 году выставлялись под Лондоном. В составе четырёх экипажей проехали всю Европу. Покорили нашими автомобилями местных экспертов. Там нас встречали тепло и удивлялись, что в Советском Союзе выпускали такие красивые машины.

– Почему именно ГАЗ‑21?

– Это была семейная машина – воспоминание счастливого детства, семейных путешествий. Это традиция, которую здорово передать по наследству.

Я по образованию – дизайнер, и считаю, что ГАЗ‑21 – лучший образец нашего автопрома, который очень близок к идеалу. ГАЗ‑21 был оте­чественной разработкой, в отличие от большинства советских автомобилей. Но некоторые детали были позаим­ствованы за рубежом по экономическим соображениям. Не обошлось без элементов американского дизайна, европейского. Тем не менее, это – машина-легенда! Мы ею гордимся.

– В вашей семье есть ещё транспорт? Какой?

– Да, у нас есть ещё микроавтобус, потому что на длинные расстояния использовать нашу красавицу-«Волгу» сложно. Машину стараемся беречь.

– Лев, а ты мог бы поменять ретро-автомобиль на крутую современную иномарку?

– Не хочется, потому что современные автомобили становятся всё примитивнее: на какую машину ни глянь, в дизайне там простая форма – круг, овал. А здесь каждая форма – эксклюзив.

– Савва, а тебе где интереснее – за компьютером, или на сиденье вашего ретроавтомобиля?

– Конечно, на переднем сиденье ГАЗа интереснее. Я всегда в наших поездках являюсь штурманом – с картами или с навигатором. Мы вообще очень любим активно вместе проводить время – и путешествовать, и спортом заниматься.

Елена СОКОЛОВА

Фото Дмитрия ИШАЕВА