Будни работников ЗАГСа
Можно сказать, что они являются свидетелями всех значимых событий в жизни человека. А ещё их можно назвать хранителями уникальных сведений, исторического наследия. Речь – о сотрудниках ЗАГСа, которые сегодня, 18 декабря отмечают профессиональный праздник.
НЕ ТОЛЬКО СВАДЬБЫ
Чтобы узнать о буднях сотрудников ЗАГСа, изменениях в полномочиях, которые произошли в последнее время, корреспондент «ПМ» пообщался с начальником отдела записи актов гражданского состояния Павловского района Любовью ВОДЯНОВОЙ.
– Любовь Сергеевна, многие думают, что работа в ЗАГСе – это вечный праздник, ассоциируя её со свадьбами. Но ведь это не так. Расскажите, сколько видов записи вы сегодня ведёте?
– Регистрируем семь видов актов гражданского состояния: рождение, смерть, заключение и расторжение брака, установление отцовства, усыновление, перемена имени. Да, обывателям кажется, что у нас здесь постоянный праздник, но кроме регистрации браков есть много важной бумажной работы. Органы ЗАГС обеспечивают взаимодействие с иными органами и службами. Наши сведения востребованы в Пенсионном фонде, Управлении социальной защиты, медстрахе, полиции, органах статистики и многих других ведомствах. Без сведений, содержащихся в органах ЗАГС, невозможна полноценная работа ни одной из этих служб. Если организация не получит от нас вовремя информацию, то гражданин не сможет оформить, например, пособия или СНИЛС ребёнку.
– Наверное, не ошибусь, если основным качеством, которое должно отличать сотрудников ЗАГСа, назову дисциплинированность.
– Конечно, а ещё ответственность, аккуратность, исполнительность. Наша работа – каждодневная, кропотливая, требующая особой внимательности и чёткости. А если говорить о регистрации брака или других торжествах, которые мы проводим, то требуется ещё и артистичность.
В ДЕНЬ ОБРАЩЕНИЯ
– Скажите, а как быстро у вас происходит оформление записей?
– Сегодня ЗАГС – это, пожалуй, единственная организация, в которой все документы оформляются в день обращения гражданина. Недопустимо, чтобы мы взяли документы, например, на государственную регистрацию смерти и оформили их только через пять дней. Строго в день обращения! Это касается и выдачи повторных документов.
ВСЁ В ОДНОМ РЕЕСТРЕ
– Любовь Сергеевна, вы не только производите записи гражданского состояния, но и вносите в них какие-то изменения? Какие?
– Можно сказать, что мы работаем не с обезличенными бумагами – наш архив, в отличие от многих других, является живой системой. Изменилось что-то в жизни человека, и книга снимается с полки нашим специалистом, и в установленном законом порядке – на основании решения судов, извещений, поступивших из других органов ЗАГС, мы вносим изменения. Произошло ли лишение родительских прав, усыновление, установление отцовства, смена фамилия у ребёнка, расторжение брака – всё это фиксируется в строго регламентированном порядке в актовой записи. Мы не можем произвольно взять и что-то зачеркнуть, потому и предлагаем гражданам скрупулёзно проверять документы, ведь даже разночтения, к примеру, с буквами «ё» и «е» могут иметь далеко идущие негативные последствия.
– Какие изменения внесли в работу органов ЗАГС современные технологии?
– С введением Единого государственного реестра актов гражданского состояния с 1 октября 2018 года все записи актов гражданского состояния со всей страны хранятся в единой электронной базе. Это позволило существенно расширить возможности и граждан, и органов государственной власти для получения различных сведений, которыми обладают ЗАГСы. Оператором этой информационной системы является Федеральная налоговая служба.
– А в чём плюс Единого госреестра?
– Его создание ускорило сроки получения документов об актах гражданского состояния. Есть и другие плюсы. Например, человек мог родиться в Павлове, уехать на учёбу в Санкт-Петербург и там вступить в брак, расторгнуть его в Нижнем Новгороде, а теперь живёт во Владивостоке. Но для получения повторных или архивных документов сейчас не нужно отправлять письменный запрос туда, где хранится актовая запись. Создание единого архива делает удобным поиск информации вне зависимости от места жительства гражданина. Он может получить документ в любом отделе ЗАГСа.
УЗНАТЬ О КОРНЯХ
– Если вернуться к вопросу праздников, в частности свадеб: сейчас много разных модных веяний, например, выездные регистрации. Как они проводятся?
– Регистрация брака происходит в стенах ЗАГСа либо в учреждении культуры. Закон не предусматривает возможности проведения выездных регистраций. Исключение возможно только в двух случаях, которые никому не пожелаем: когда человек находится на больничной койке и не в состоянии лично явиться в ЗАГС, либо в местах лишения свободы, в нашем случае – в изоляторе временного содержания. Всё остальное – бутафория, самодеятельность, в которой работники ЗАГСа участия не принимают. Молодожёны получают свидетельство о регистрации брака у нас, а затем вольны устраивать любое театрализованное представление. Услуги по выездной регистрация брака в нашей области оказывает только Нижегородский Дом бракосочетаний.
– Сегодня популярно стало узнавать информацию о своих корнях, составлять родословные. Какую помощь павловчанам может оказать ЗАГС по этим вопросам?
– К нам действительно обращаются граждане, которые хотят составить родословное древо. Есть те, кто уже несколько лет приходят к нам, чтобы получать документы для этого. Мы всегда помогаем. Единственное условие – нужно доказать родство с тем человеком, данные которого вас интересуют. Ещё один нюанс: документы у нас можно получить только на умерших родственников.
Светлана ЮРИНА
Фото из архива ЗАГСа