Екатерина ЩЁТКИНА: «Вдохновение — мои ученики»

/ Декабрь 17, 2021/ Наш человек!, образование

Если ты учитель – это совсем не значит, что тебе больше нечему учиться. Наоборот, педагоги рады каждой возможности приобрести новые знания. А уж если речь идёт о всероссийском форуме: поучаствовать в нём – это отличный опыт. Так считает учитель биологии и географии, советник директора по воспитанию павловской школы № 7 Екатерина ЩЁТКИНА. Корреспонденту «ПМ» она рассказала о том, чему учатся преподаватели, об отношении к дистанту и лучших занятиях для новогодних каникул.

УЧИТЬСЯ У ЛУЧШИХ

Тысяча педагогов из 85 регионов России – столько участников собрал Первый всероссийский форум классных руководителей, который прошёл в Москве в очном формате. Ещё 20 тысяч
учителей подключались к его рабочим площадкам в режиме онлайн. Как можно было туда попасть, чему поучиться?

– Как советник директора по воспитательной работе, я была в «Артеке» на обучении по программе «Навигаторы детства». И ещё тогда координатор советников в Павловском округе предложила мне зарегистрироваться на форуме классных руководителей. В школе эту идею поддержали. Для очного участия нужно было пройти конкурсный отбор. В видеовизитке ответить на вопрос: «Почему именно я должна попасть на форум?», рассказать о своих достижения как учителя и классного руководителя, а кроме того, ответить на 40 вопросов с ситуационными задачами – проявить свою педагогическую смекалку. Все эти испытания прошла, – рассказала Екатерина Александровна.

– И почему же именно Вы должны были попасть на этот форум?

– Я молодой специалист, уже год – классный руководитель, сумела сплотить класс, повысить дисциплину в нём. А поскольку я ещё и советник директора по воспитанию, то всеми знаниями, которые почерпну на форуме, смогу поделиться с другими классными руководителями. Ведь нам предстояло учиться у лучших. С таким посылом я и делала визитку.

ЦЕННОСТЬ ОБЩЕНИЯ

– Что интересного и полезного для работы Вы узнали на форуме? Чем будете делиться с коллегами по школе?

– Учёба проходила по секциям, а в свободной зоне были представлены стенды «Российского движения школьников», «Юнармии» других детских и юношеских организаций, «Большой перемены», разных вузов нашей страны, с деятельностью которых мы могли познакомиться. Вообще было много разных активностей и конкурсов – очень познавательно!

В одной секции могли оказаться педагоги из самых разных мест: например, из Новокузнецка, Барнаула, Ставропольского края и Нижегородской области. На обсуждение выдвигались актуальные темы, по которым можно было задать вопрос экспертам или высказать свою точку зрения, послушать мнения других участников дискуссии. Получился такой конструктивный диалог о том, что действительно важно и нужно учителям.

Интересным получилось обсуждение темы «Классный руководитель: культурный образец». Сейчас возникает много ситуаций, когда к педагогам относятся очень придирчиво, пытаются диктовать, что они должны или не должны делать, как выглядеть даже за пределами школы. В результате мы пришли к выводу, что самое  главное – в любой ситуации оставаться культурным человеком, и касается это не только профессии учителя.

Очень интересно было общаться на тему развития детско-юношеских движений в школах. Многие такие организации ещё только начинают деятельность, поэтому интересно было узнать о реальном опыте коллег, увидеть, что можно взять на вооружение для своей работы.

Ценно то, что удалось познакомиться и пообщаться с учителями и советниками директоров по воспитанию из других регионов. Мы обменялись контактами и продолжаемся общаться вне форума, делиться опытом, помогать друг другу, рассказывать, кто и как организует работу в школе и классе, как вовлекают в разную деятельность неактивных учеников, чем мотивируют, – поделилась наша героиня.

Радость, энергию, стремление к новым знаниям я черпаю в общении с моими учениками.

Екатерина ЩЁТКИНА

ДИСТАНТ – НОВЫЙ ОПЫТ

С Екатериной Александровной мы поговорили и на другие темы: например, о дистанционном обучении.

– Дистант – тема очень живая, тем более, то один, то другой класс, а то и целые школы уходят на дистанционное обучение из-за эпидемиологической ситуации. Много идёт споров: зло это или добро. Какие плюсы и минусы Вы видите в такой форме обучения?

– Если смотреть с точки зрения плюсов для учеников, то это в первую очередь сохранение здоровья. Даж если класс занимается в одном кабинете, невозможно избежать ситуаций, в которых дети будут пересекаться и взаимодействовать.

Для многих ребят оказалось комфортнее заниматься из дома, где их не отвлекают соседи по парте, и можно сосредоточиться на задании или том, что объясняет учитель в видеоконференции. Никто не провоцирует поговорить, повернуться, поэтому информацию воспринимать и запоминать проще.

Для учеников дистанционка – это ещё и новый опыт, новая форма общения с преподавателем и одноклассниками. К урокам в классе они уже привыкли и знают, как всё там работает. Здесь же взаимодействие проходит по-другому, поэтому детям это интересно: что сегодня будет – презентация, игра, опрос, видеофильм?

Для учителей дистанционное обучение – это в первую очередь возможность применять новые образовательные технологии. Например, на обычном уроке не у всех может быть телефон с доступом в интернет. А с помощью специальной программы и прямо на экране телефона легко задать вопрос, ребята выберут вариант ответа, и мы сразу увидим рейтинг. Он выстраивается и в зависимости от правильности и скорости ответов – включается элемент соревнования. Это очень показательно и увлекает учеников. На дистанте такие технологии применять проще.

Конечно, есть и минусы. Не всегда мы может отследить, действительно ли ученик отсутствовал на онлайнуроке по уважительной причине: у него слетел интернет или ребёнок просто заленился?

Да и техническая оснащённость подводит. У кого-то слабый интернет, у кого-то не очень мощный компьютер. В результате часто приходится много времени тратить на то, чтобы все подключились к конференции, или ждать, когда у кого-то что-то зависло.

И ещё один минус – всё же живого общения многим не хватает. Ребятам хочется скорее вернуться в класс, посмотреть друг на друга, задать вопросы учителю. Это, наверно, никакие другие формы не заменят. Потому что в детях много энергии, которую в стенах школы можно правильно потратить, а дома всё получается монотонно и не так активно.

УРА, КАНИКУЛЫ!

– Мы всё ближе к новогодним праздникам и каникулам. Для родителей это, с одной стороны, время, когда они вместе с детьми отдыхают от школьных заданий. А с другой стороны, возникает вопрос: чем полезным заняться в свободные от учёбы дни? Екатерина Александровна, что бы Вы посоветовали?

– Для тех, кто любит выполнять интересные задания, советую заглянуть на сайт Российского движения школьников и даже зарегистрироваться на нём. Там много разных проектов, которые можно выполнять лично, в команде, при помощи родителей. Например, ко Дню матери проходила такая акция – нужно было снять ролик, как дети готовят вкусный завтрак для своих мам. К Новому году тоже будет много увлекательных активностей.

Для тех, кто предпочитает проводить время дома, можно в каникулы устроить семейный киноклуб. По очереди выбирайте фильмы для просмотра, а потом устраивайте обсуждения: какой герой понравился и чем; как бы вы выкрутились из ситуации разыгранной в фильме? Кстати, во время таких обсуждений можно узнать интересы ребёнка, исподволь выяснить, какие у него есть проблемы, в чём вы можете его поддержать.

И, конечно, не стоит забывать о совместных прогулках. Лепите снеговиков, катайтесь с горок, устраивайте семейные фотосессии у нарядных ёлочек. Каникулы – это самое время, чтобы зарядиться добрыми эмоциями.

Светлана ЮРИНА

Фото предоставлено героиней