Один в городе: как правильно отпустить ребёнка из дома

/ Январь 25, 2021/ родительское собрание

Рано или поздно наступает такой момент, когда родители перестают провожать ребёнка до школы или Дома спорта, могут послать до ближайшего магазина за хлебом.
Мам и пап этот момент часто пугает. А вдруг сынок заблудится?
А вдруг дочка не сориентируется в транспорте? Не догадается, как просить подсказки или помощи? Всего, конечно, не предусмотришь, но к каким-то эпизодам можно подготовиться. Некоторые ситуации мы рассмотрели с психологом Оксаной ЛИФАНОВОЙ.

ПРОЕХАЛ МИМО

Например, ребёнок возвращался после занятия в секции на автобусе, вспоминал, как ему было интересно, задумался и пропустил свою остановку. Когда понял это, вокруг уже были незнакомые места.

Первые, к кому следует обратиться за помощью, это кондуктор или водитель – объяснить им ситуацию. Связаться по телефону с родителями и попросить встретить. Пусть кондуктор объяснит, откуда нужно забрать «потеряшку».

Если ребёнок уже вышел из автобуса, то можно обратиться к любому прохожему дружелюбного вида. Научите ребёнка, что не нужно просто кричать в никуда просьбы о помощи. Чтобы на тебя обратили внимание, обращение должно быть адресным. Начинать лучше со слов «Здравствуйте!» и «Подскажите, пожалуйста!», говорить чётко и громко. Спросить, как добраться до нужной остановки или узнать, где он сейчас находится. Позвонить родителям и рассказать, что случилось и как будет добираться до дома.

Постоянные маршруты (например, из школы домой, до учреждения дополнительного образования и обратно) первые разы лучше проделать вместе. Посчитать количество остановок, найти яркие опо­знавательные знаки за одну остановку до нужной – той, где выходить. Несколько раз самим обратиться с вопросом к другим взрослым, чтобы ребёнок понял, что это легко и совсем не страшно.

САМ С УСАМ

Ребёнок потерял деньги на проезд и решил, что уже вполне самостоятельный, чтобы добраться до дома пешком. Но в пути понял, что заблудился в массе похожих домов. А тут ещё телефон взял и разрядился…

Есть шесть ключевых лиц, к которым всегда можно обратиться за помощью: полицейский, охранник в магазине или аптеке, водитель или кондуктор в транспорте, женщина с ребёнком.
Можно зайти в первый попавшийся магазин и подойти к кассиру. Если на пути увидели школу, клуб или спорткомплекс – надо идти туда. Если навстречу идёт женщина с коляской или ведёт за руку малыша – подойти к ней.

Проследите, чтобы у ребёнка всегда был с собой заряженный телефон.
Тогда в случае непредвиденных обстоятельств он сможет с вами созвониться.

 

Обратить на себя внимание можно и словами, и действиями: подёргать за рукав, постучать по плечу. Затем объяснить взрослому причину: «Я не могу найти дорогу домой, а телефон сел – пожалуйста, позвоните моим родителям». Ребёнок должен наизусть знать номера телефонов мамы и папы и домашний адрес или иметь при себе шпаргалку, где они записаны.
Обязательно расскажите чаду, что нельзя никуда ходить с незнакомцами. Если согласившийся помочь человек зовёт куда-то с ним пойти, нужно отказаться и обратиться за помощью к другому.

Ещё стоит объяснить, что если по пути нет магазина или школы, можно зайти в любое учреждение. Самый лучший вариант – банк. Там всегда есть человек, который помогает посетителям. Подойдут аптека, поликлиника, мастерская по ремонту одежды, техникум.

ПОЙДЁМ, ПОКАЖУ!

По пути домой с прогулки ребёнок столкнулся с незнакомцем, который раздавал флае­ры, сообщающие об открытии нового зоомагазина (магазина игрушек, пиццерии). Не просто дал рекламку, а ещё предложил показать, где находится этот магазин.

Оговоримся, что не стоит учить ребёнка вообще никогда не разговаривать с незнакомыми людьми. Почти все люди вокруг – незнакомые. Но нам приходится с ними общаться: в магазине, в транспорте, в кафе. Учите детей разделять понятия: ответить на общие вопросы, не давая личной информации, можно.

Но если незнакомец зазывает куда-то, предлагает ни с того ни с сего проводить, нужно насторожиться. Очень важно научить ребёнка громко и чётко отказываться. Можно использовать любые фразы: «Нет, я не пойду, извините, я спешу, мама не разрешает». Можно даже соврать: «Родители ждут меня вон в том магазине (аптеке, кафе). Я тороплюсь!»
Говорить нужно уверенно, держать дистанцию (не менее двух рук) и сразу уходить в людное место. Обязательно позвонить родителям и рассказать о случившемся.

Если незнакомец не отстаёт, преследует или хватает, важный навык – погромче кричать и не стесняться давать отпор. Можно даже порепетировать такие ситуации, чтобы ребёнок потом не растерялся.

ОЙ, КАКАЯ СОБАЧКА!

Многие дети очень любят животных и готовы гладить любую собаку, которая попалась им на улице.

Даже если животное выглядит дружелюбно, это не значит, что нужно сразу кидаться к нему с объятиями и ласками. Гладить бездомных собак нельзя. Научите ребёнка правилу: всё, что нам незнакомо или плохо знакомо, мы обходим стороной, соблюдая дистанцию.

К собакам не стоит приближаться и, завидев их издалека, очень аккуратно, без резких движений, нужно обойти. Не шуметь, руками не махать, палки не хватать. Если вы не попадёте на территорию собаки, есть все шансы, что вы сможете избежать с ней контакта. Если же протягиваете руку в её сторону, она может воспринять жест агрессивно, как угрозу удара.

Вы не знаете, какой опыт был у собаки с людьми. А вдруг её обижали? Поэтому, притихнув поначалу, она может очень быстро отреагировать атакой, защищая себя. Держите руки вдоль тела и отходите медленно, по возможности не поворачиваясь спиной к животному. Будьте готовы защищаться подручными средствами – например, рюкзаком.

ОПАСАЕШЬСЯ — УЙДИ!

Ещё ситуация: ребёнок возвращался из школы, заметил, что за ним увязались ребята постарше. Он слышал, что эти мальчишки любят подшучивать над младшеклассниками, и испугался, что его могут обидеть.

Главное правило, которому нужно учить детей: уходить от конфликта. Не вступать в общение с теми, кто провоцирует на любое столкновение. Для этого нужно выбрать самый людный путь, чтобы можно было быстро обратиться за помощью.

Если сворачивать поздно, нужно держать максимальную дистанцию. Если обратились с каким-то вопросом, ответить вежливо и добавить: «Извините, мне пора идти» и уходить туда, где можно обратиться за помощью.

Бывает, что родители говорят детям, что бояться обидчиков не надо, а лучше давать им сдачи. Взрослым надо понимать, что это опасно и травматично и может привести к драке и травмам. Поэтому уходить – самый правильный вариант.

И ещё одна уловка: позвонить или сделать вид, что разговариваешь по телефону с родителями. Сам факт того, что ребёнок говорит в этот момент со взрослыми, заставит обидчиков остановиться: никто не хочет лишних разбирательств.

Дома важно обо всём рассказать родителям. Взрослым не стоит закрывать глаза на подобные стычки. Если это не разовый случай и к ребёнку пристают регулярно, то вмешательство обязательно. Нужно пообщаться с классным руководителем и обратить внимание на конфликтных ребят.

ЯРЧЕ — ЛУЧШЕ

Ваш ребёнок уже освоил­ся с самостоятельными перемещениями по городу, и вы отпускаете его погулять одного или с друзьями в парк. Есть ещё один момент, на который стоит обратить внимание – одежда.

Куда бы ни отправились сын или дочь, будь то парк, стадион или место большого скопления людей (праздничное мероприятия на открытой площадке), выбирайте для них яркую одежду. Жёлтый, оранжевый, салатовый, ярко-красный, электрик. Такие цвета сильнее цепляют внимание. Помните: камуфляж, серое или блёклое надевают, чтобы слиться с окружающей средой, а значит, пара шагов в сторону – и ребёнка в такой одежде не будет видно.

Одежда должна быть со светоотражателями. Это поможет быстрее найти ребёнка, если он заблудился в вечернее время, а ещё его лучше будет видно на дороге или среди деревьев.
В холодное время года хорошо выбирать водостойкую и непродуваемую одежду, ведь если ребёнок потеряется, то может долгое время провести один. Особое внимание уделите обуви: она должна быть высокой, без отверстий, куда могут пролезть насекомые. И не забудьте про шапку или другой головной убор в зависимости от сезона.

Светлана ЮРИНА

Фото из открытого источника