Раз, два, три – не воронь!

/ Март 2, 2021/ образование, ПМ-семья, Увлечения

Вы давно водили хороводы? А может быть, играли в «Горелки», «Зарю-заряницу» или городки? А вот ребята в детском саду № 10 делают это регулярно, потому что народные игры и забавы – это очень увлекательно.

СКОМОРОХИ ПРИШЛИ!

В один из февральских дней в подготовительную группу пришли в гости весёлые скоморохи (педагоги детсада – Елена Бабушкина и Екатерина Андреенко). Они провели с ребятами музыкальное развлечение «Веселуха» с использованием русских народных игр.

Весело и задорно звучали русские народные песни, дети читали стихи о Родине. Ещё одна гостья – Марья-­искусница загадывала мальчишкам и девчонкам загадки о сказочных героях. Дети водили хороводы, играли в народные игры «Золотые ворота», «Ручеёк», «Петушинный бой». Особый интерес у детей вызвали игры, направленные на развитие мелкой моторики и внимания: «Бирюльки» и «Бильбоке». Прекрасным завершением праздника стало весёлое чаепитие с душистыми баранками и петушками.

Ребятам было так интересно веселиться с гостями, потому что они уже не раз погружались в мир народных игр. И перед «Веселухой» мы провели предварительную работу: во время презентации о достопримечательностях нашей Родины, о красоте природы России, познакомились и с теми детскими играми, которые были распространены
на Руси в старину.

КАК В БЫЛЫЕ ВРЕМЕНА

Русские народные игры – это неотъемлемая часть духовного и физического воспитания дошкольников. В этих развлечениях радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд. Эти игры формировали представления о чести, смелости, мужестве; учили проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. А эти человеческие качества актуальны всегда.

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в «Горелки», салочки, состязались в ловкости, играя в лапту.

Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; катания на лошадях, песни и пляски. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

ВСЕГДА ХОРОШИ

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка –
дошкольника.

Многие народные игры в нашем детсаду мы используем в своей практике. Ведь через них мы приобщаем детей к русской культуре, решаем и другие задачи нравственно – патриотического воспитания.

Играем с детьми во время прогулок и в свободное время. Не исключаем народные игры как элемент музыкальных и физкультурных занятий. Подвижные народные игры проводим на улице, а в группе используем игры малой подвижности.

Больше всего детям нравятся состязательные игры. Они направленны на развитие как физических, так и умственных сил и способностей малышей.

Например, в игре «Бубенцы» ребята встают в круг. На середину выходят двое: один с бубенчиком или колокольчиком, второй – с завязанными глазами. Все дети говорят:

Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы!
Диги-диги-диги-дон,
Угадай, откуда звон?

После того, как прозвучит слово «звон», «жмурка» ловит игрока с бубенчиком, а тот увёртывается. Тот, кого ловят, не должен выбегать за пределы круга. А все дети в это время водят хоровод. Как только «жмурка» поймает игрока, ведущие меняются.

МУДРОСТЬ ВЕКОВ

Народные игры-состязания влияют на воспитание воли, развитие сообразительности у детей, а так же быстроты реакции, тем самым укрепляют ребёнка физически.

Также большое значение в народных играх имеют хороводные игры. Это игры, которые включают в себя хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры может быть различным и раскрывается в сюжете песни, который изображают, передвигаясь по кругу. Например: «И шёл козел дорогою», «У дядюшки Трифона». С помощью таких игр дети усваивают правила поведения в обществе, получают представления о добре и зле, трусости и храбрости.

Проведение народных игр невозможно без использования закличек, считалок, скороговорок, песенок, пословиц и поговорок, которые развивают устную речь, слух и память ребёнка, активно влияют на его духовное развитие и фантазию. Например, в игре «Заря-заряница» есть такая закличка:

Заря-заряницы, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты расписные.
Раз-два-три, не воронь, беги, как огонь!

Пословицы, поговорки, которые используют в играх, учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуаль­ности в наше время.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, городу, формировать чувство гордости за достижения людей и страны, бережного отношения к историческому и культурному наследию. Важно вырастить ребёнка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Надеемся, что наши воспитанники всегда будут любить свою Родину – Россию.

Лариса СОКОЛОВА, воспитатель

Фото предоставлены автором