Сердцу милый уголок: деревне Венец — 95 лет

/ Декабрь 5, 2021/ Наш округ, Родная сторонка

В Тумботинское муниципальное образование входят 14 деревень заречья. Самой молодой из них – с красивым названием Венец – в этом году исполнилось 95 лет.

НА ОЗЕРЕ КУСТОРКА

Немного истории. Весна 1926 года выдалась в Павловском районе очень многоводной. От разлива Оки сильно пострадали поселения заречья, в том числе Старое Щербинино, жители которого потеряли почти всё имущество. Поскольку это произошло уже не первый раз, они решили всей деревней перебраться куда-нибудь, чтобы защититься от капризов природы. Выбрали живописное, ягодное и грибное место на высоком берегу озера Кусторка. Каждому переселенцу выделили по 15 соток лесных земель. Начали валить лес, строить дома. На пнях ещё долго росли опята, и мальчишки кидались ими, как снежками.

Первые десятилетия крестьяне не могли нарадоваться на урожаи с приусадебных участков. Полные погреба картошки накапывали. Этот корнеплод спасал от голода в войну. Потом земля перестала родить, плодородный слой истощился. И стала почва на Венце, как и во всём заречье, песчаной.

ЗОЛОТОЕ ДОНЫШКО

Наши красивые места известны как Нижегородская Мещера. Кусторка – большое озеро, из него вытекает речка Подборица. Здесь находится заказник «Павловское заочье».

Летом озеро сильно зарастает, а зимой случаются заморы, поэтому рыбачат на нём только по первому льду. Осенью оно изобилует мелкой щукой.

Озеро, богатое рыбой, не дало пропасть во время войны. В 1955 году, учитывая, что Кусторка
на протяжении 4,3 километра прилегала к землям колхоза «Новая жизнь», а Павловский рыбзавод плохо организовывал охрану и порой допускал беспрепятственную ловлю рыбы колхозниками, исполком райсовета закрепил озеро в вечное пользование за колхозом. Но для жителей Венца ничего не изменилось – как ловили рыбку селяне, так и ловят до сих пор.

«ИЗ БОЯ НЕ ВЫХОДИТЬ»

У семьи Судаковых, чей дом как раз напротив установленного в 1960-х годах памятника погибшим односельчанам, война забрала всех четверых сыновей, осталась только дочь. Двоюродный брат моего отца Борис сгорел в танке на Курской дуге, выполняя приказ:
«Из боя не выходить!»

На фронт из Венца ушли все молодые, сильные мужчины. Домой не вернулись более 40, а домов в то время насчитывалось всего 60.

 

За состоянием памятника следит административно-территориальное управление. Перед митингом в День Победы приезжают работники администрации и школьники из Тумботина, чтобы провести уборку вокруг, что-то подкрасить, подправить. Приглядывают и местные жители, чьи родственники погибли на войне. Только коренных осталось мало, население убывает стремительно. Если в 2010 году в Венце жили 95 человек, то сейчас – почти вдвое меньше. Из старожилов – участник Великой Отечественной Юрий Георгиевич Балакин, труженица тыла Антонина Фёдоровна Судакова, пенсионерки Людмила Карпова, Татьяна Судакова.

ЕСЛИ БЫ БЫЛ ГАЗ

Теперь деревня существует в основном за счёт дачников, которые построили дома со всеми
удобствами. Живут они здесь преимущественно летом. Приезжали бы и зимой, если бы был газ. Ни дровами, ни углём такие «хоромы» не обогреешь. Проблема отопления стоит и перед
коренными жителями. Уголь сильно по- дорожал, да и качество оставляет желать лучшего. Некоторые обзавелись электрокотлами – дорогое удовольствие.

Испокон века жители пользовались колодезной водой, мягкой и вкусной. Потом пробурили скважины, где вода гораздо жёстче. А колодец действует до сих пор. Кстати, на днях его
отремонтировали стараниями старосты Михаила Леонидовича Егорычева. Единственное, что
беспокоит людей, как бы не попали в водяную жилу стоки канализации, которую завели дачники.

Уж который год собираются местные власти проложить асфальтовое покрытие до Тумботина. Проехать к деревне, по маленькому и большому Венцу можно по грунтовой дороге. Зимой её регулярно чистят от снега, а летом есть проблемы: можно завязнуть в песке. Чтобы доехать на автобусе в Тумботино или в Павлово, жители выходят на остановку в Щербинине.

ДЛЯ ТЕЛА И ДУШИ

Живут в Венце в основном люди пожилые, у которых много проблем со здоровьем. В критических случаях вызывают «скорую», если просто что-то беспокоит – обращаются в фельдшерско-акушерский пункт в Старом Щербинине. С тех пор, как тамошний фельдшер уволилась, болящие пользуются услугами передвижного ФАПа. На качество обслуживания не жалуются, своих медработников хвалят за профессионализм и сочувствие.

Детей в деревне гораздо меньше, чем раньше, когда в каждой семье воспитывались по пять-шесть, а то и больше ребятишек. Трёх школьников возят на учёбу в Тумботино на школьном автобусе.

Все культурные учреждения расположены в близлежащих поселениях: библиотека – в Щепачихе, Дом культуры – в Тумботине, там же и спорткомплекс «Спартак». В самом Венце есть только магазин и часовня, которую выстроила за свой счёт местная жительница. Но певчие все вымерли, и службы там не проводятся. Верующие посещают богослужения в тумботинской Благовещенской церкви.

Анна СУДАКОВА

Фото из архива «ПМ»