Дружат руки и язык

/ Февраль 10, 2021/ родительское собрание

📌«Его язык не слушается», – можно услышать от мамы, ребёнку которой не поддаются разные звуки. В детском саду № 10 города Павлово помогают решать такие проблемы. В работе с детьми пяти-семи лет специалисты активно применяют метод биоэнергопластики.


ВНУТРИ И СНАРУЖИ

Биоэнергопластика объединяет энергию, которая находится внутри человека, и плавные, раскрепощённые движения тела, рук, пальцев. Мы разработали комплексы упражнений с применением этого метода по лексическим темам. Они включают в себя описание движений артикуляционного аппарата, рук и стихотворное сопровождение. Дети с интересом разучивают новые упражнения, запоминают поучительные стихотворения. Это способствует расширению и активизации словаря, развитию темпо-ритмической стороны речи, её интонационной выразительности.

Ещё больший восторг вызывает у детей использование персонажей пальчикового теат­ра и выполнение упражнений под музыку.
Систематическое применение метода биоэнергопластики позволяет достичь высоких результатов в развитии мелкой и артикуляционной моторики детей; в совершенствовании звукопроизносительной стороны речи; в активизации внимания и мышления. Об этом мы рассказывает родителям наших воспитанников на консультациях и мастер-классах. Когда родители вовлечены в работу по развитию речи, эффективность значительно повышается.

СНАЧАЛА БЫЛИ ЖЕСТЫ

Первой формой общения первобытных людей стали жесты. Особенно велика была здесь роль руки, которая дала возможность путём указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить первичный язык, с помощью которого тогда объяснялись. Жесты сочетались с возгласами, выкриками.

Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но ещё долгое время она оставалась связанной с жестикуляторной. Эта связь даёт себя знать и в наши дни.

Люди выполняли руками всё более тонкую и сложную работу, и движения пальцев их рук совершенствовались из поколения в поколение. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка.

НАУЧНЫЕ ФАКТЫ

Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Так, невропатолог и психиатр Владимир Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. Доктор медицинских наук, профессор Марионилла Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов* от рук, а точнее, от пальцев, и что эту закономерность следует использовать в работе по развитию речи детей.

ЗВУК И ДВИЖЕНИЕ

Известно, что при произнесении звуков органы речевого аппарата принимают специальное положение, или артикуляционный уклад, который свойственен конкретному звуку. Неправильное расположение органов артикуляции приводит к дефектному произношению звуков речи. Именно для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, а ещё и различных мышц речевого аппарата используется артикуляционная гимнастика.

Ежедневные занятия такими упражнениями, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности от выполнения гимнастики. В данной ситуации помогает нестандартный методу выполнения артикуляционной гимнастики – биоэнергопластика.

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Это здоровьесберегающая технология в логопедии, соединяющая движения артикуляционного аппарата и движения кистей рук.
Биоэнергопластика эффективно ускоряет исправление недостатков звукопроизношения у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
В этот методе есть и другие плюсы: активизация внимания и мышления, развитие чувства ритма, мелкой моторики, ориентировки в пространстве.
Такие упражнения прекрасно подойдут и для занятий с детьми дома.

СУТЬ МЕТОДА

1. Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике, отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Взрослый, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.
2. К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.
3. Движения кисти руки должны стать раскрепощёнными, плавными.
4. Постепенно подключается вторая рука. Ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
5. Для повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях могут применяться игровые персонажи, счёт, музыка, стихи.

ПОИГРАЕМ

👉«Часики»

Рот приоткрыть, губы в улыбке. Кончик узкого языка двигается влево-вправо, касаясь­ уголков рта. Локти – на столе. Ладонь – в горизонтальном положении, пальцы сомкнуть. Кисть двигается одновременно с языком вправо-влево.

Тик-так, тик-так.
Язычок качался в такт,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?

👉«Качели»

Рот открыт. Кончик языка поднимается к верхним зубам и опускается к нижним зубам. Локти стоят на столе. Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении сгибается и разгибается в районе запястья одновременно с язычком.

На качелях мы качались,
Высоко вверх поднимались,
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Очень крепко ты держись.
Взрослый читает четверостишье во время выполнения ребёнком упражнения.

Елена БАБУШКИНА, учитель-логопед
Фото предоставлено автором